В Москве открылась выставка работ номинантов конкурса "Инновация"
«Инновация» – это одна из двух крупнейших российских премий в области современного визуального искусства. Крупнейших и по размеру денежного вознаграждения, и по пристальному вниманию, обращённому к ним. Есть ещё премия Кандинского. Журналисты частенько пытаются «столкнуть их лбами». Тем более что последняя, основанная в 2007 году Шалвой Бреусом, – частная. В отличие от «Инновации» – она государственная. Впрочем, не редки случаи, когда какой-нибудь автор получал и ту, и другую. В Москве открылась и будет функционировать до 3 мая выставка работ номинантов «Инновации».
Десятая юбилейная премия «Инновация» не претерпела никаких изменений – традиционные пять номинаций, в каждой – по пять претендентов. Всего же поступило 300 заявок, это чуть меньше чем в прошлом году. Работы номинантов в этот раз представлены лишь на одной площадке – в самом большом зале небольшого по размерам Государственного центра современного искусства. Однако разместить всех удалось, и архитектура выставки выглядит гармонично. Каждый год создатели премии фиксируют темы, которые беспокоят художников. В этом году приоритеты очевидны.
«Художников очень интересует социальная проблематика. Работ, которые можно назвать чистым искусством ради искусства, здесь практически нет, за каждой работой – история», – говорит исполнительный директор премии «Инновация» Екатерина Кочеткова.
Среди номинантов – немало тех, кто уже принимал участие в «Инновации». Например, группа «Куда бегут собаки» – это их третья попытка получить премию. И шансы велики – сложный, почти научный эксперимент, проект, который называется «1,4… 19», недавно показанный на российско-британской выставке «Квантовая запутанность» впечатлил многих. Конкуренцию им составляет Хаим Сокол с очередной вариацией на излюбленную тему бараков и мигрантов. Эти художники представлены в главной номинации «Произведение визуального искусства». Большие шансы на победу в номинации «Кураторский проект» у Юлии Аксеновой и Саши Обуховой – за впечатляющую и кропотливую работу над выставкой в музее «Гараж» «Перформанс в России: Картография истории» – её готовили несколько лет и эта выставка – абсолютный хит прошлого года.
Не менее интересный кураторский проект Кирилла Кто и Полины Борисовой, представленный в Московском музее современного искусства, – «Наше дело подвиг!». Он был посвящен погибшему молодому уличному художнику Паше 183.
В «Новой генерации» многие делают ставку на Евгения Гранильщикова, в позапрошлом году он получил престижную премию Кандинского. Настоящим открытием этого года в этой же номинации многие считают Леру Лернер из Петербурга. Ее первый проект «Город перемещенных лиц» впечатлил специалистов.
«Она на первый взгляд занимается таким, социальным проектом – вы видите, что это странные обитатели Питера, представлены диалоги, фото с ними. Это те люди, которых она находит на улицах, рынках Петербурга, которые кажутся необычными. Но работает с ними не как с «фриками» – она обнаружила в них художников», – поясняет куратор выставки Ирина Горлова.
Результаты голосования могут быть абсолютно непредсказуемыми, на «Инновации» такое часто случалось. Победители станут известны 21 апреля на церемонии награждения. Однако имена двух лауреатов уже объявлены: премию «За творческий вклад в развитие современного искусства» получит художник Андрей Монастырский. А генеральный директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский удостоен награды «За поддержку современного искусства России». Они – вне конкурса.