На конкурсе "Золотая маска" Мариинский театр показал балет Джорджа Баланчина "Сон в летнюю ночь"
Мариинский театр представил на «Золотой маске» «Сон в летнюю ночь» Джорджа Баланчина. Спектакль называют ещё «Сном Баланчина о русском балете». Покинув Россию, хореограф никогда не забывал о своих корнях. Вдохновленный сюжетом Шекспира и музыкой Мендельсона, он сделал спектакль, как своеобразное напоминание о стране, оставшейся для него прекрасным и навсегда ушедшим сном. Рассказывают «Новости культуры».
Как настоящие танцовщики, они привыкают к новой сцене, держат линию, тянут стопу. В балетах Мариинского ученики Вагановки танцуют со второго класса – это их привилегия.
«Музыка сложная, – отмечает педагог-репетитор Лариса Постижева. – Мы должны сохранять счет определенный, очень много движений руками, руки устают, конечно. И синхронность, конечно».
Екатерина Кондаурова, номинант на «Золотую маску», готовится к превращению: здесь она в роли Титании. Говорит, это как вернуться в детство: приятно быть феей – ни забот, ни хлопот.
«Для меня это разрядка какая-то, возвращение в детство, – признается балерина. – Здесь есть такие моменты: трогательный дует с осликом, чувствуешь себя феей в сказке».
Детский хор Мариинки здесь на равных с оркестром. В балете поют редко, но без детских голосов «Щелкунчик», «Свадебка», «Лунный Пьеро» теряют волшебство. Здесь песни на английском. Дети заряжают энергией музыкантов и даже дирижера.
«С детьми замечательно, они всегда готовы на 200 процентов, – говорит дирижер Михаил Агрест. – У них горят глаза. Детская энергетика – это потрясающе».
Сюжетных балетов у Баланчина по пальцам пересчитать, он любил абстрактный танец. Но перед Шекспиром устоять не смог. «Сон в летнюю ночь» стал грезой хореографа о потерянной родине.
«Первый акт – это история: сюжетные завязки, пересказ Шекспира. Второй акт – дивертисмент чистых танцев. То в чем Бланчин всегда был силен и купался в этой стихии», – говорит и. о. заведующего балетной труппой Мариинского театра, балетмейстер-репетитор Юрий Фатеев.
Соскучившись по волшебству, артисты словно смакуют жизнь эльфов и фей, с которыми шутки плохи. Им ничего не стоит – забавы ради – превратить человека в осла.
В этой маске не то, что танцевать – ходить непросто. Ослиная голова может завалиться набок, не всегда совпадают глаза, а уши могут оторваться в самый неподходящий момент.
«У нас чеплашечка на липучках, все довольно просто, – поясняет солист балета Мариинского театра Дмитрий Пыхачов. – Она одевается, и выгляжу на сцене я в основном вот так».
Балеты Баланчина появились в афише Маринки в середине восьмидесятых, Но сменилось не одно поколение, прежде чем труппа дотянулась до его уровня. Здесь все заточено на движении, скорости, быстрых поворотах, вращении, стальном носке. Но главное: кордебалет не на подхвате у премьеров, а на равных с ними.
Все материалы о фестивале "Золотая маска">>>
Новости культуры