5 апреля 2013, 18:50 5 апреля 2013, 19:50 5 апреля 2013, 20:50 5 апреля 2013, 21:50 5 апреля 2013, 22:50 5 апреля 2013, 23:50 6 апреля 2013, 00:50 6 апреля 2013, 01:50 6 апреля 2013, 02:50 6 апреля 2013, 03:50 6 апреля 2013, 04:50

Вопросы преподавания истории обсуждали на заседании Российского исторического общества

  • Картинка
  • Вопросы преподавания истории обсуждали на заседании Российского исторического общества
  • Картинка
    Вопросы преподавания истории обсуждали на заседании Российского исторического общества
  • Вопросы преподавания истории обсуждали на заседании Российского исторического общества
Свободный от двойных толкований и идейных фальсификаций. Концепцию единого учебника истории обсуждали сегодня на заседании Президиума Российского исторического общества.

Как преподавать историю в школе? Какие события ученики должны знать обязательно? Как преподносить темы, которые учеными трактуются по-разному? Проблем у преподавателей истории – масса. Считается, что разрешить их должен единый учебник, который будет лишен противоречий и двойных толкований. Сегодня его концепцию обсуждали на расширенном заседании Президиума Российского исторического общества. Рассказывают "Новости культуры".

О том, как школьникам говорить об истории, ученые решают в месте, для науки историческом. В зале, где заседает президиум Академии наук, в 1950-х выносили на обсуждение лысенковщину, в 1985-м – подвергали критике проект поворота сибирских рек. Здесь не раз предотвращали принятие неверных решений, отметил Сергей Нарышкин, теперь здесь же предстоит принять верное. Новый – единый учебник истории должен быть компактным, учитывать альтернативную точку зрения, но без противоречий.

"У нас и так очень богатая и сложная история чтобы отягощать ее старыми идеологическими противоречиями. Нельзя забывать и того, что это наследие нашего прошлого не раз бумерангом к нам возвращалось, не давая идти вперед и решать новые задачи. Необходимо разорвать этот порочный круг, где наука и политика держали не только друг друга, но и все наше общество в тисках идейных разночтений, недомолвок и замалчиваний", – подчеркивает председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Замалчивались события Первой мировой войны, теперь же недомолвки в отражении последних 20 лет. Информации много, трактовок еще больше. Директор Института всеобщей истории Александр Чубарьян предложил вообще определить те самые болевые точки, события, о которых спорят сами историки. 

"Вот история образования древнерусского государства – у нас большие дискуссии с нашими уркаинскими коллегами. Они не довольны, что в наших учебниках не достаочно отражена эта проблематика, касающаяся Украины", – поясняет он.

Но самый спорный, признали, все-таки ХХ век. Чем ближе события, тем сложнее о них объективно рассказывать. Одно дело – монографии, посвященные революции, сталинскому времени и Великой Отечественной, другое – как это преподнести детям. Сообщество теперь будет договариваться. 

"Это такие вещи, о которых, я думаю, будут договариваться. Но все договориться не смогут – у нас настолько многополярная страна. Как очень очень хороший писатель сказал, что история – провод многожильный, и вот соединить эти жилы – наисложнейшая задача",  заверяет учитель истории, руководитель лаборатории Андрей Лукутин.

Сейчас из федерального перечня рекомендованных учебников учителя выбирают на свое усмотрение. Книг много, но они мало чем отличаются. Зачем столько изданий, спросил Владимир Мединский. На заседании он не как министр культуры, а как председатель Военно-исторического общества. Развенчавший в своих книгах мифы о России, теперь он готов пересмотреть всю систему преподавания истории. 

"Я задаю вопрос своим хорошим студентам в МГИМО, как звали трех мушкетеров как звали политических деятелей этой эпохи? Ну да, у них сложилось – кино, книги, а назовите мне хотя бы одного исторического деятеля этой же эпохи в России? Открытый рот. Не потому, что не знают, они не соотносят эти времена. Отсюда рождается безумная историческая мифология о кровавости Ивана Грозного. Все это прекрасно, если поместить во времена Матери Терезы, но поместите в ту эпоху и подайте одновременно – вот что было в то время в Англии, вот что у нас, во Франции", – объясняет свою позицию Владимир Мединский.

Ректор МГИМО его поддержал – дело не в том, что нет учебников по истории, а в том, что дети не знают истории. Сначала изучают Древний мир, потом Средневековье, потом чуть-чуть историю России, в старших классах снова к России же возвращаются. Но запоминаются только картинки из учебника по истории Древнего мира. 

"Мы помним все этот черненький учебник истории Древнего мира, на нем были удивительные картинки, образы, которые запомнились на всю жизнь. И когда я вспоминаю учебники истории, я помню только этот, все остальные у меня слились в одну картину. Люди помнят это с детства, а потом ищут в известных музеях Вавилонские ворота, фрагменты тех скульптур, ваз и так далее. Совершенно очевидно, эти образы были образами культуры", – заверяет Джахан Поллыева.

Сделать историю образной, насытить эмоциями – на заседании не раз говорили о том, что до 15 лет детям проще не вызубрить цифры и не выучить факты, а запомнить картинку. При создании учебника учитывать региональный аспект, ведь в разных регионах – в Поволжье, на Северном Кавказе – одни и те же события трактуют по-разному. Синхронизироват– всеобщую отечественную историю, национальные и мировую, чтобы школьники знали: когда во Франции были мушкетеры, в России правил царь Алексей Михайлович.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация