В Московской консерватории выступили Огустин Дюмэ и Александр Князев
Двойная работа – над двойными концертами. Цикл «Великие инструментальные концерты» продолжили виолончелист Александр Князев и скрипач из Франции Огустин Дюмэ. Аккомпанировал им Государственный академический симфонический оркестр имени Светланова под управлением дирижера Гинтараса Ринкявичюса. Они представили свою трактовку бессмертных творений Моцарта, Брамса и Равеля. Рассказывают «Новости культуры».
Бурной овацией публика приветствовала уже самое первое появление музыкантов на сцене. Гинтарас Ренкявичюс шутит, что давно – целый месяц – не выступал в Москве. Французский скрипач Огустин Дюме наоборот гордится, что играет у нас уже второй раз. Первый – был много-много лет назад. Что касается Александра Князева, который пригласил этих музыкантов принять участие в концерте, то его москвичи любят со времен победы на конкурсе Чайковского. Ждут его концертов, потому что он предлагает то, что не делают другие виолончелисты. То в один вечер сыграет все 6 сюит Баха для виолончели соло, что сродни подвигу, то и вовсе поменяет виолончель на орган, то – как на этот раз – исполняет произведения, написанные для других инструментов. Моцарт – один из любимых композиторов Князева, а в «Симфонии-кончертанте» солируют скрипка и – увы – не виолончель, альт.
«Моцарт, как известно, не написал ни ноты для сольной виолончели, поэтому чтобы иметь возможность играть его музыку, сделал это переложение», – говорит Александр Князев.
Транскрипцию Александр Князев сделал более десять лет назад и играл «Симфонию-кончертанте» со многими скрипачами в их числе Елена Ревич, Алена Баева, Сергей Стадлер, Лиана Исакадзе.
«Когда я предложил Огустину Дюмэ сыграть это произведение в Москве, он сказал: “Да я это знаю, много раз играл в Америке с Йо-Йо Ма”», – рассказывает Александр Князев.
Перекладывать альтовую музыку для виолончели удобно, у этих инструментов одинаковый строй, только у виолончели он на октаву ниже. Однако одни и те же ноты, сыгранные на альте и на виолончели, звучат несколько по-разному. По мнению Огустена Дюмэ вариант с виолончелью не уступает оригинальному.
«Это лирическое произведение, – говорит Огустин Дюмэ. – Мелодии, как в опере Моцарта. Голос виолончели привносит в эту музыку нечто большее. Виолончель дает этому произведению новую жизнь».
Москвичи услышали Огустина Дюмэ в том репертуаре, который можно назвать его коронным – родная французская музыка, Цыганка Равеля, и главный интерес его жизни – немецкая традиция, Моцарт и Брамс. Скрипач стал еще одной сенсацией вечера ,вызвав восхищение не только у публики, но и у коллег.
«Я не знал, что еще в мире есть такие – не побоюсь этого слова – великие музыканты, как Огустин Дюмэ», – признается Гинтарас Ринкявичюс.
В свое время искусство Огустина Дюмэ оценил Герберт фон Караян, они не раз играли вместе. Любят скрипача и хорошие инструменты.
«Это скрипка Гварнери Дель Джезу, – поясняет Огюстин Дюмэ. – Играю на ней десять лет. До этого долго играл на Страдивари Фрица Крейслера, но когда увидел эту скрипку, почувствовал, как буквально что-то проскользнуло между нами, и я выбрал ее. Когда-то на этой скрипке играл ваш Леонид Коган».
Остается надеяться, что в гастрольных маршрутах французского скрипача Москва будет фигурировать чаще. И следующей встречи не придется ждать несколько десятилетий.
Новости культуры