Сегодня – 70 лет со дня основания Курчатовского института
Одна из легенд гласит, что, благоустраивая территорию возле нового института, академик Курчатов запретил асфальтировать дорожки, ведущие к зданию, пока люди сами не протопчут удобные им тропинки. Такой же изобретательный подход Игорь Курчатов демонстрировал и в работе. Возможно, именно поэтому созданная им сверхсекретная «Лаборатория №2» – позднее Курчатовский институт – уже 70 лет остается оплотом фундаментальной науки, местом, где приручили атом. Об истории знаменитого института рассказывают «Новости культуры».
Эта в итальянском стиле вилла – самый труднодоступный музей в России. Попасть сюда можно только по спецпропускам. Что неудивительно: Курчатовский институт, на территории которого он находится, главный в России научный центр.
В 43-м здесь был пустырь. Место для секретной лаборатории №2, где будет создана атомная бомба, Игорь Курчатов выбирал лично.
«Для Игоря Васильевича специально был выстроен как квартира этот дом бесплатно, ему также была положена в Подмосковье дача, это такое постановление, оно уже рассекречено, положены машины и там по три миллиона рублей, кому полтора, кому миллион», – рассказывает директор мемориального дома-музея И.В. Курчатова Раиса Кузнецова.
Шикарная обстановка: гостиная, библиотека, бильярдная, кабинет с прямой телефонной связью с реакторным отсеком, кстати, до сих пор работает… зимний сад, сосновый лес, где гнездятся соколы… Но Курчатов всегда помнил об альтернативном сценарии – на случай, если эксперимент с делением ядра урана пойдет не так.
Первый советский атомный реактор заработал в 1946-м году, всего за неделю до Нового 1947 года. Если бы этого вдруг не дай Бог не произошло, то для Курчатова и всей его группы ученых это означало бы гарантированные репрессии. Но он заработал. Вот он – наш первый советский атомный. Ученые называют его дедушкой советских атомных реакторов.
Именно с него начался грандиозный советский атомный проект. Сначала, в 49-м, испытали атомную бомбу, потом стали создавать атомную энергетику, атомный подводный, а затем и атомный ледокольный флот – единственный в мире.
«У нас никогда не стояло проблемы, для чего мы это делаем, – говорит академик РАН, президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Евгений Велихов. – Мы это делали в вопросах безопасности страны и каждого гражданина. А, с другой стороны, конечно, вот сама идея о том, что движущая сила человеческого общества и каждого человека – это его любознательность, она здесь всегда была».
Укрощать атом физикам помогали лирики. В Курчатовский нередко приглашали выступать известных артистов.
«Я была замужем за физиком-теоретиком, – рассказывает народная артистка СССР Елена Образцова. – Поэтому, наверное, меня пригласили в концерт такой. Я с большим восторгом пела, потому что это люди умные, знающие, любящие музыку, тогда говорили – физики-лирики, и это правда».
Сегодня в Курчатовский институт приходит новое поколение ученых. И задачи у них – не только глобальнее, но и гуманнее. В стенах, где было изобретено совершенное оружие, теперь решают задачу создания биоподобных материалов, сохраняющих природные ресурсы.
«Потому что иначе нас просто ждет ресурсный коллапс, – отмечает заместитель директора Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Олег Нарайкин. – Мы должны осознавать отчетливо: все, чем мы оперируем, это то, что есть на Земле. А это все исчерпаемо… Никуда не денешься».
Поэтому первый советский реактор, хотя и сохранили в рабочем состоянии, но сегодня у него статус, скорее, музейного объекта.
Новости культуры