История русских изразцов на выставке в архитектурном музее имени Щусева
Историю русских изразцов XVII-XX веков рассказывает выставка в архитектурном музее имени Щусева. Хранители фонда называют представленные произведения скромно – строительными материалами и обещают организовать более масштабную экспозицию. В том случае если эта – своего рода экспериментальная – привлечет внимание публики. Рассказывают «Новости культуры».
На почетном месте в коллекции – изразцы, которым сегодня уже четыре столетия. Эти – монохромные – в XVII веке украшали стены церкви Троицы в Костроме. Через полвека такие плитки сменяются многоцветными, которыми начинают украшать русские печи.
«Расцвета изразцовое искусство достигает во второй половине семнадцатого века при царствовании Алексея Михайловича, тогда изразец перемещается и в интерьер», – рассказывает куратор выставки Анастасия Фирсова.
Искусство, некогда завезенное в Россию литовскими мастерами, становится национальным. При этом русские художники не игнорируют и новую моду. Например, при Петре 1 наши гончары начинают делать изразцы по европейскому шаблону. Но с русской изюминкой. Будь то былинный сюжет или шутливая надпись под рисунком.
«В начале XIX века производство замирает, потому что идет мануфактура, идет промышленность и возрождается на новом витке только с расцветом модерна», – отмечает Анастасия Фирсова.
В экспозиции – лишь небольшая часть коллекции. Всего же в ней больше трех с половиной тысяч экземпляров. Есть совершенно уникальные – как маска льва работы Врубеля. Это – один из первых изразцов конца XIX века, обработанных специальной глазурью для придания перламутрового блеска. Технология оказалась эффективной – изображение сохранило сияние до наших дней.
Новости культуры