Уникальную коллекцию русского авангарда привезли из Самары в Москву
В Московском музее современного искусства открылась выставка под названием «Искусство русского авангарда». Представлены почти четыре десятка работ из фонда Самарского областного художественного музея, который не без основания гордится коллекцией картин этого направления. В столице демонстрируются работы художников объединения «Бубновый Валет», круга Малевича и учащихся Вхутемаса конца 1910-х – начала 20-х годов. Рассказывают «Новости культуры».
Большинство этих работ должны были стать учебным пособием для студентов местного Вхутемаса. 35 полотен русских авангардистов в Самару привезли в 1919-м. На выставке их показали лишь однажды, а студенты на них почти и не учились: в 1921 году художественно-технические мастерские закрыли – Самару накрыли голод и тиф. А вскоре работы авангардистов в стране признали «малоценными и нехудожественными»-коллекцию самарским хранителям пришлось даже прятать у себя дома, но всю ее спасти не удалось.
«В 20-е годы для всяких армейских клубов, для пунктов пропаганды антибуржуазной просили дать эти работы – для критики, для уничтожения этих вещей, – рассказывает исполняющая обязанности директора Самарского областного художественного музея Татьяна Петрова. – Речь шла об уничтожении словесном, но вещи в музей многие не вернулись».
Не вернулись в собрание «Скрипка» Казимира Малевича и три работы Ольги Розановой. Сохранившиеся картины учителя и его ученицы – гордость Самарского музея. Правда, вокруг «Жизни в большой гостинице», по-прежнему, много споров: специалисты поделились на два лагеря: тех, кто уверен, что автор – Малевич, и тех, кто в этом сомневается. Полотно поступило в музей в 29-м, в качестве автора был указан неизвестный художник витебской школы. Но в середине 30-х, специалист из Эрмитажа высказал предположение, что это работа основоположника супрематизма.
«Не все признают ее как Малевича, но когда в 90-е годы сделали макрофото, то обнаружили затертую подпись Малевича», – говорит Татьяна Петрова.
В том, что автор этих работ – Ольга Розанова никто не сомневается. Поэтому шесть ее картин из коллекции самарского музея – самые востребованные, их часто берут на московские и международные выставки. Ценится это собрание работ и за то, что последовательно отражает творческие поиски художника.
«Розанова прошла от кубизма до экспрессионизма, через кубизм, неопримитивизм и к супрематизму, – отмечает Татьяна Петрова. – Он у неё очень своеобразный, Малевич ее считал самой талантливой и верной своей последовательницей».
В собрании самарского музея – работы Кончаловского, Лентулова, Бурлюка, но, все же большинство картин – малоизвестных художников. А некоторых, даже имена и фамилии неизвестны: их просто не указали, когда присылали в Самару. В основном, это ученики мэтров. Поэтому, довольно часто коллекцию этого музея называют «кухней авангарда».
Новости культуры