Йос Стеллинг провел мастер-класс в Москве
«Кино – это особый тип мышления», – считает Йос Стеллинг. Знаменитый голландский арт-хаусный режиссер провел мастер-класс в Москве. Стеллинг приехал в столицу представлять свой новый фильм «Девушка и смерть». Драма с участием, в том числе и российских актеров, открывала на прошлой неделе фестиваль искусств «Черешневый лес». А затем участвовала в Третьем фестивале «Другое кино», в рамках которого режиссер и провёл мастер-класс. Рассказывают «Новости культуры».
Йос Стеллинг – из тех режиссеров, кто очень любит встречаться с публикой. И дело совсем не в тщеславии. Наоборот, Йос смущается от комплиментов и похвал. Но такой формат общения со зрителями он ценит, прежде всего, за возможность четко сформулировать что-то важное для себя. Плюс, о кино он может говорить часами. Из чего и как рождаются его фильмы? – режиссер отвечает с маркером в руке.
«Это основа. Идея фильма, – показывает режиссер. – От нее отходят корни. Это проблемы и тяжелые ситуации, которые были у нас в прошлом. Я, например, провел детство в римско-католическом интернате. Был одиноким мальчиком. Там нам показывали фильмы. И так я впервые увидел красивых женщин. И подумал: “я тоже хочу так снимать”».
Как он снимал свои первые фильмы, практически не имея бюджета? И как для последнего – «Девушка и смерть» целый год искал место для съемок. Йос Стеллинг коммерческие тайны выдает охотно. Уже в перерыве режиссер признался – к публике русской, как и к культуре, – у него отношение особое. Ваш зритель – необычайно поэтичный и визуальный. Умеет смотреть и не ленится интерпретировать кино. Недавно Йос понял, чем это можно объяснить.
«Я побывал в Русском музее в Санкт-Петербурге, – рассказывает Йос Стеллинг. – Меня заинтересовал зал с русскими иконами. Это было что-то непонятное для меня. И я спросил у смотрителя: “Почему на ваших иконах нет эмоций, они будто монотонны и одинаковы?” И тот замечательно ответил: “Дело не в изображении, а в том, кто на него смотрит”».
Поведал Йос Стеллинг и о работе с русскими актерами. Как и что подсказывали ему во время съемок «Девушки и смерти» Сергей Маковецкий, Рената Литвинова, Леонид Бичевин. Фильм, который не мог не спровоцировать зрителей спросить у Стеллинга о его отношении к смерти.
«Я уже не боюсь её, – заявил Йос, – просто осознаю, что чем старше ты становишься, тем больше у тебя пришлого и меньше будущего. А самое лучшее, что можно сделать в жизни – это красивое воспоминания. И об этом я и старюсь говорить в своих фильмах».
Новости культуры