Произведения военных художников на выставке в Третьяковке
Третьяковская галерея в преддверии 9 мая открывает свои запасники, чтобы продемонстрировать свое собрание произведений военных художников. В дни Великой Отечественной многие из них были непосредственными участниками боевых действий. Но и те, кто был вооружен только карандашом и кистью, чувствовал себя мобилизованным наравне со всей страной. Рассказывают "Новости культуры".
В первые дни Великой Отечественной войны с Казанского вокзала в Новосибирск уходили эшелоны. Музеи спасали произведения искусства. Третьяковской галерее удалось не только сохранить шедевры, но и продолжать выставочную деятельность. В 1942 и 1943 годы в галерее проходили всесоюзные выставки. В годы войны художники продолжали работать, часть ушла на фронт, другие были направлены в агитационные пункты, чтобы оперативно издавать плакаты с призывами защищать Родину.
"Один из символов войны – плакат "Родина-мать зовет!" Ираклия Отовидзе, он был создан тоже в первую неделю войны. Как вспоминал сам художник, прообразом послужила жена художника, которая, узнав, что война началась, вбежала и сказала – "война!"», – говорит хранитель отдела графики Государственной Третьяковской галереи Елизавета Ефремова.
В это же время появились знаменитые "Окна ТАСС" – агитационные плакаты Телеграфного агентства Советского Союза. Краску наносили на бумагу вручную, через трафарет. В запасниках Третьяковской галереи хранятся масштабные агитработы творческого коллектива Кукрыниксы. Здесь же, в отделе графики, множество папок с натурными рисунками Софьи Урановой и Леонида Сойфертиса, которые выполняли буквально репортерскую работу.
"Сейчас я покажу работы Дементия Алексеевича Шмаринова, известного военного иллюстратора. В годы Великой Отечественной войны он создал знаменитую серию, которая называется "Не забудем, не простим", – продолжает Елизавета Ефремова.
Постоянные экспозиции для капризной графики противопоказаны. Поэтому в Третьяковской галерее чаще показывают живописные полотна. Такие, как работа Александра Лактионова "Письмо с фронта". А знаменитый портрет советского полководца, который в 1945 году написал Павел Корин, находится в хранилище и ждет своего выставочного часа.
"Это один из лучших и самых известных портретов маршала Жукова, это парадный портрет в парадном мундире с орденами – довольно редкая форма портрета, сидящий", – отмечает сотрудница Государственной Третьяковской галереи Ирина Пронина.
Очень много в запаснике живописных этюдов, которые художники создавали сразу после освобождения городов и сел. Едва ли не самые достоверные, по оценке искусствоведов, работы Кукрыниксов.
"Если посмотреть их работы которые были сделаны в Киеве в 1943 году, это Киев-Крещатик... Если мы посмотрим, как выглядел Берлин в 1945 году, мы увидим, что война была безжалостна к городам и к людям. Художники становятся летописцами, они фиксируют свои впечатления", – подчеркивает Ирина Пронина.
В центральной экспозиции выставлен портрет, написанный Кориным уже после войны, в 1958 году, но именно на нем запечатлены трое участников знаменитых Кукрыниксов – Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Художники прошли всю войну, а их листовки сопровождали советских солдат до самого Берлина.
Новости культуры
Все материалы темы: "День Победы 2013">>>