Выставка хрусталя открылась в Омском музее имени Врубеля
В «Сказке о царе Салтане» у белки был всего-навсего дом из хрусталя. В Омске в эти дни можно попасть в роскошный «Хрустальный дворец». Выставочный проект начал работу в Генерал-губернаторском корпусе музея имени Врубеля. В шести залах разместилась хрупкая коллекция, которую называют одной из лучших в Сибири. Целиком она экспонируется впервые. У каждого зала Хрустального дворца – свое название и тематика. Здесь представлены изящные игрушки и то, без чего сложно представить большое торжество – разнообразные бокалы. Рассказывают «Новости культуры».
«Пей, пей – увидишь чертей!» – предостерегает надпись на штофе. Водочный набор – дело рук петербургской художницы Елизаветы Бём – был отмечен медалью на Всемирной выставке в Чикаго 1893 года. Выставочный экземпляр сразу же ушел в массовое производство. На выставке представлен и графин, в который одновременно наливалось четыре напитка – товар штучный. Его в конце XVIII века выдували сразу четыре российских мастера. Секрет изготовления охранялся так ревностно, что был утерян. Множеством стекольных вариаций обернулась легенда времен Первой Мировой войны.
«Бокалы в виде сапога – это военная традиция и она связывается с популярной легендой, – рассказывает куратор проекта Иван Гольский. – Когда-то один из прусских генералов на спор после завершения боя сказал, что выпьет полный сапог пива. Так и пошла эта традиция. Немецкие заводы откликаются на эту пивную тему и выпускают бокалы как самого маленького размера, как рюмочки, и доходящие до кувшина двух литрового».
Бриллиантовая огранка драгоценных камней подтолкнула художников к экспериментам по резьбе и шлифовке бесцветного прозрачного хрусталя. Знаменитую технику «алмазной грани» в совершенстве освоили мастера Императорского стекольного завода в Петербурге.
«С развитием стекольного производства появляется возможность более широко использовать стеклянные детали, – говорит сотрудник Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Игорь Глазов. – В том числе и для производства канделябров. Это могли быть не только подвесные части, но и несущие: колонны канделябров».
Большинство уникальных стеклянных экспонатов поступило в омский музей в начале прошлого века из национализированных музейных фондов. Многие требовали атрибуции. Во время реставрации этих канделябров на деревянной прокладке внутри постамента была обнаружена надпись тушью: «Санкт-Петербург, 1836 год» и фамилия автора – Мюллер. Теперь у сибирских музейщиков появилась надежда узнать, чьи дворцовые интерьеры до революции украшали омские канделябры. А эти шедевры советского стекла навсегда остались лишь музейными экспонатами, созданными группой ученых под руководством знаменитой Веры Мухиной
«Перед самой войной с 1939 по 1940 годы с бригадой Успенского-Тырсы она добивается того, что на зеркальной фабрике в Ленинграде открывается экспериментальный цех работы со стеклом, поясняет Иван Гольский. – И за этот год они создают 200 форм советского стекла. Оно, к сожалению, не пошло в производство: было прервано войной, но потом было образцом для художников послевоенного поколения».
Оно формуется, прессуется, выдувается, его можно шлифовать, травить кислотой и наносить резьбу. История стекла от момента его изобретения до современности. Хрустальный дворец в Омске будет работать год. За это время организаторы намерены в полном объеме представить зрителю одну из лучших за Уралом хрупких коллекций.
Новости культуры