Благоустройство ВВЦ. Разногласия в точке отсчета
Совсем недавно, в конце марта, новая управленческая команда Всероссийского Выставочного Центра определилась с планами превращения его в уникальный популярно-рекреационный и образовательный центр. И вот уже в самом начале его глобального благоустройства возникли первые разногласия в точке отсчёта. Всесоюзная выставка менялась вместе с достижениями народного хозяйства. Какой этап считать эталонным? Рассказывают «Новости культуры».
Павильон «Радиоэлектроника», расположенный по правую сторону главной аллеи ВВЦ, в том виде, в котором он просуществовал последние несколько десятилетий, доживает последние дни. Алюминиевый кожух, который cкрывает его парадный фасад, решено демонтировать. Строители отдирают панели и складывают в сторонку. Именно этот факт координатор градозащитного общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин считает вопиющим нарушением.
«В истории ВДНХ/ВВЦ было несколько этапов, в том числе этап, когда сталинская архитектура на фоне указа о борьбе с излишествами в зодчестве была вот таким образом экранирована. И эти экраны, эти фасады, по-своему, являются ценностью. Ценностью хрущевского, брежневского модернизма. И обходиться с ними так, как обходятся сейчас, невозможно. Во-первых, здесь не определен предмет охраны. То есть, мы не знаем из паспорта памятника, что должно в нем охраняться», - объясняет координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин.
Исходя из этого, уверен Рахматуллин, прежде, чем снимать алюминиевую обшивку и складировать ее как металлом, необходимо провести всестороннее обсуждение с участием экспертов на предмет того, не выяснится ли, что этот алюминиевый фасад не менее ценен, чем скрывающийся за ним исторический облик здания. Дело в том, что за панелями – сталинская архитектура 39-го года. Изначально этот павильон назывался «Поволжье». Он был богато украшен орнаментом, а на крыше даже стояла скульптура Чапаева. В 54-м году под эгидой борьбы с излишествами сталинской архитектуры этот и еще несколько павильонов на ВДНХ, в том числе соседний, 14-й, бывший «Азербайджан», завернули в простенькие металлические кожухи. Кстати, такой сайдинг сейчас очень распространен в западной архитектуре.
«Мы сейчас на 14-м павильоне проводим демонтаж декоративной обшивки павильона, который был предположительно в 63-м году, и закрывал исторический фасад Азербайджана. Работы проводятся с сохранением что-ли – откручиваются панели, аккуратненько складируются и после демонтажа будут переданы через ВВЦ предположительно на завод «ЗИЛ»», - отмечает представитель департамента капитального ремонта Москвы Юрий Федорченко.
«Дело не в том, кому больше нравится сталинская архитектура, кому больше нравится хрущевская. За этим экраном сейчас откроется замечательный восточный фасад павильона «Азербайджан». Речь о том, что пропущены все экспертные этапы, что нигде в 4-х стенах не собрались люди, уполномоченные оставить свою подпись под тем или другим решением», - уточняет Рустам Рахматуллин.
Всего две недели назад состоялось выездное заседание новой управленческой команды ВВЦ. Территории вернут прежнее название и реставрируют как архитектурный памятник. Но что именно реставрировать - мнения экспертов разошлись. Одни говорили, что сохранить следует и элементы позднесоветского стиля, другие предлагали вернуться к первоначальному сталинскому варианту ВДНХ. Рустам Рахматуллин признается, что на самом деле - он и сам не против того, чтобы был открыт первоначальный фасад.
«Я предпочитаю более древние слои, я люблю древность, я в истории Москвы вообще люблю досоветский период. Но мало ли кому что больше нравится», - добавляет он.
Активист «Архнадзора» не видит противоречия в том, что выступает за остановку работ. Он готов согласиться с любым вариантом, даже тем, который сам не поддерживает, но при условии, что это будет скоординированное мнение, которое устроит и профессионалов, и общественность.
Новости культуры