25 апреля 2014, 14:12 25 апреля 2014, 15:12 25 апреля 2014, 16:12 25 апреля 2014, 17:12 25 апреля 2014, 18:12 25 апреля 2014, 19:12 25 апреля 2014, 20:12 25 апреля 2014, 21:12 25 апреля 2014, 22:12 25 апреля 2014, 23:12 26 апреля 2014, 00:12

Форпост военных корреспондентов

Выставка с таким называнием открылась в столице. Существенная часть снимков, вошедших в экспозицию, действительно, стала классикой. Ничто не передаёт весь ужас войны так прямо и безжалостно, как кадры, ради которых рискуют жизнью.

Выставка «Форпост военных корреспондентов» открылась в  Галерее классической фотографии. Это совместный проект галереи, Музея Органической культуры (Коломна) и Музея Российской фотографии (Коломна). Существенная часть снимков, вошедших в экспозицию, действительно, стала классикой. Хотя профессия военного фотографа вызывает много вопросов, и её лучшие представители это признают. И всё же, ничто не передаёт весь ужас войны так прямо и безжалостно, как кадры, ради которых рискуют жизнью. Рассказывают «Новости культуры».

Русские офицеры сажают раненых австрийцев на поезд… Это было сто лет назад, в Первую мировую. Среди офицеров штаба 5 армии под командованием генерала Плеве был и фотограф. Благодаря его снимкам можно увидеть, с каким вниманием и уважением стороны относятся друг к другу. Автопортрета и имени фотографа не сохранилось, зато мы знаем, как выглядел, например, военный корреспондент 1-й японской армии. Немногим раньше, в русско-японскую, пленного запечатлел Сергей Прокудин-Горский.

Актриса Алла Демидова говорит о своем впечатлении от выставки: «Уникально то, что тут оригинальные фотографии. Но если вот так смотреть, то получается образ жесткий и осмысленный. Образ всей этой выставки – раз ты вступил, ты уже оттуда не выйдешь с открытым лицом... Гениальная выставка».

Вторая мировая представлена снимками Евгения Халдея, Ивана Шагина, Анатолия Гаранина и многих других. Путь, который проходил военкор часто равнялся пути солдата. Так, в серии Анатолия Гаранина дорога – от самых страшных дней подо Ржевом до встречи победителей дома. Самая знаменитая из гаранинских работ, где смерть прямо в кадре, очень перекликается со снимком американца Роберта Капы. Вот только у Гаранина масштаб войны ощутим намного больше.

Алексей Гаранин, сын фотографа Анатолия Гаранина, рассказывает историю кадра: «Если вы видите, там снаряд взрывается и на глазах репортера осколок попадает в солдата и тот падает убитый. Второй осколок попал папе в аппарат, что его спасло. Эту «Лейку» я до сих пор храню дома».

Игорь Курашов – корреспондент «Советского война», в 1986 попал с советскими войсками в Джелалабад. У него в кадре – не только войска. Те, кто родился в Афганистане и те, кто «шурави» - так называли наших солдат там – уважал, за то, что не прятали лиц. С тех пор и способ ведения войны, и способ ее освещения очень изменился, считает автор этих снимков: «Если раньше фотографу давалось задание, тема, которую он мог удачно или неудачно раскрыть, и за этим была видна личность самого фотографа, то теперь все, что мы видим – это фиксация».

«Технология войны» - словосочетание уже из новейшей истории. Рассказ о том, как война стала терять лицо и превратилась в безличное соревнование со скрытыми мотивами – один из ключевых здесь. Но от смены способов ведения и видения войн их суть не меняется.

Ярослав Амелин, директор галереи классической фотографии, говорит: «Форпост военных корреспондентов – это последняя линия обороны для будущих поколений, они смогут понять, что такое война. Фотография очень документальна».

270 снимков, за каждым из которых – чья-то жизнь, а зачастую и смерть, и вся история войн от начала 20 века до настоящего времени. Казалось бы, недостижимая задача для того, кто хочет рассказать об этом. Военкорам это удалось. Остается только с благодарностью посмотреть на тех, кто, преодолев страх, увидел войну через объектив фотоаппарата.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация