На исторической сцене Большого театра представили уникальный орган
Покоряющий пространство, величественный гигант, король инструментов – все эти эпитеты традиционно адресуют органу. Подлинному королю – настоящую инаугурацию решили устроить в Большом театре. Накануне новый орган, специально созданный для главного театра страны, звучал в полный голос. Без этого тембра невозможно представить полноценное исполнение «Фауста» Гуно, «Садко» Римского-Корсакова, «Отелло» Верди. Впрочем, Большой театр мог похвастаться достойными трактовками еще в XIX веке, когда здесь появился первый царь оркестра. Ведь нынешний орган – уже четвертый по счету. Рассказывают «Новости культуры».
Далеко не каждый оперный театр может позволить себе такую роскошь как настоящий орган. Хотя традиция восходит еще к XVIII веку. Известно, что Гендель во время антрактов услаждал публику игрой на короле инструментов. В Большом орган будет звучать в спектаклях. Порядка 40 оперных и балетных партитур включают партию органа. Но впервые публика услышала звук нового инструмента на концерте.
«Король должен быть встречен фанфарами, – говорит органистка Екатерина Мельникова. – Я взяла на себя такую миссию – написать. Это будет радостная нота, чтобы мы встретили новый инструмент. Да здравствует король!»
Органные трубы зрителям не видны, они расположены над сценой на высоте 10 метров. Орган, построенный немецкой фирмой Глатцер-Гёц, уникален. Аналогов ему не существует. Мастера старались учесть все театральные потребности. На это потребовалось два года работы в условиях, приближенных к экстремальным.
«Работали только ночью, слушали каждый звук, у нас две тысячи труб, – поясняет органный мастер Штефан Штурцер. – Мы слушаем каждую трубу много раз. Было тяжело».
Из-за спектаклей и репетиций подготовка концерта проходила либо рано утром, либо ночью. А новый инструмент требует большего внимания. К нему надо привыкнуть, приноровиться к его специфике.
«Здесь одна особенность – акустика, – говорит профессор Московской консерватории имени П.И.Чайковского Евгения Кривицкая. – Трубы расположены высоко наверху, я сижу за пультом, я слышу не так, как слышит музыкант, который находится в метре от меня. Здесь важно имеет важно возможность репетиции, что в театре не всегда получается».
Особенно нелегко вокалистам, у них возникает ощущение, что звук запаздывает, это усложняет работу, но не делает ее менее привлекательной.
«Выступление с органом – отдельная история, – отмечает солистка Большого театра Светлана Шилова. – Настолько богатая палитра – человеческий голос не может это выразить. Пение с органом – это космос».
Этот органный концерт – первый в истории Большого театра, хотя первый орган появился здесь еще в XIX веке. В отличие от его предшественников, голос этого короля можно будет услышать и на концерте, хотя театр – есть театр, и проводить их здесь предполагают не часто.
Читайте также:
Большой театр впервые в своей истории дает органный концерт>>>
Новости культуры