"Весна Священная" в постановке Саши Вальц – триумфальная премьера Мариинского театра
Столетие балета «Весна Священная» в Петербурге отметили новой постановкой - на Новой сцене Мариинского театра. Работу над легендарным сочинением Игоря Стравинского предложили немецкому хореографу Саше Вальц. Признанный мастер танцевального авангарда, она получила признание благодаря своими смелыми спектаклями. Среди них – «Дидона и Эней», «Охоты и формы». Эксперимент Вальц на сцене Мариинки далёк от классического репертуара театра. Но, именно такая «Весна» пришлась по духу маэстро Гергиеву. Рассказывают «Новости культуры».
«Весна Священная» в интерпретации Саши Вальц стала сенсацией даже для тех, кто предпочитает современный балет классическому. Критики считают хореографа одной из самых радикальных в мире. Если добавить к этому музыку Стравинского – весьма непростую для восприятия – то публика была по-настоящему заинтригована. Впрочем, постановочные риски были тщательно просчитаны – Валерий Гергиев работал с немкой Вальц ещё шесть лет назад: в Париже ставили «Ромео и Джульетту» Берлиоза. И вот – «Весна священная» в Мариинке.
40 минут, пока длится спектакль, ни один из 26 артистов ни разу не покидает сцену. Порывистая и неистовая Саша Вальц каждого вовлекла в бешеный ритм ритуальных плясок.
«Каждое движение, наполнено энергией, – рассказывает солистка балета Мариинского театра Дарья Павленко. – Мы энергией должны делиться со зрителем. Нет классических движений, ни одного классического па, каждое наполнено смыслом».
«Я не знаю, как это охарактеризовать: модерн, немецкий экспрессионизм? Босиком на земле, рассыпана куча земли. Нужно было конечно привыкать, заучивать», – говорит солист балета Мариинского театра Александр Сергеев.
В балете нет жёсткой фабулы. По легенде, сюжет привиделся Игорю Стравинскому во сне. Древнее племя пытается завлечь в свои края весну – для этого приносит в жертву прекрасную деву. Чувственный, с явно эротическими сценами – правда, Вальц артистов до нага не раздела, как делали некоторые постановщики. Танец местами конвульсивный. Временами – акробатический. В нескольких эпизодах хореограф прервала музыку паузами – как будто заземляя на время неистовство танца.
«Мне приходилось искать подходящие образы, чтобы передать музыку, – рассказывает Саша Вальц. – Она стремительная, часто меняется по цвету, по ритму, по качеству. Для меня это было вызовом».
Первый показ «Весны Священной» состоялся в Париже 29 мая 1913 года – постановку Вацлава Нижинского ждал грандиозный провал. Публике, привыкшей к нарядной классике, потребовалось 16 лет, чтобы почувствовать и принять модерн в балете. С тех пор «Весна» не раз бушевала на театральных подмостках, и восторгам зрителей не было предела. Очередным триумфом сочинения Стравинского на балетной сцене стала - Мариинская версия Саши Вальц.
29 мая, в день 100-летия первого исполнения «Весны Священной» труппой дягилевского балета в Париже, на той же самой сцене состоится его мировая премьера - уже в версии Саши Вальц. За дирижерский пульт оркестра Мариинки в Театре Елисейских полей встанет маэстро Валерий Гергиев. Зрители нашего телеканала смогут свидетелями этого события в режиме реального времени. Начало трансляции в 23.25.
Новости культуры