Ярославская школа иконописи отмечает 20-летие
Ярославская школа иконописи отмечает 20-летие. Ее основатель – художник Николай Мухин – поставил задачу возродить традиции настенной храмовой живописи. Сегодня созданные им и его учениками росписи насчитывают десятки тысяч квадратных метров. Особая гордость школы – участие в оформлении Храма Христа Спасителя в Москве. Технологии современных мастеров изучили корреспонденты «Новостей культуры».
Стены Крестовоздвиженской церкви Толгского монастыря сплошь покрыты росписью. Фрески кажутся неотъемлемой частью древнего храма – сложно поверить, что они появились всего несколько лет назад. Для того чтобы акриловые краски не выглядели столь современно, художник Николай Мухин использует особую технологию.
«Раньше была традиция, когда известковой водой закрепляли живопись, она такая легкую белесоватость давала, – рассказывает Николай Мухин. – И соединяла опять же композиционно, цельность появлялась, и сейчас это можно. Я пишу акриловыми красками, темпера-акрил, и последний слой по подобию известковой воды, он собирает цвета, собирает композицию, и высветлят чуточку стену».
Характерные гвоздики на стенах, красные полотенца – в этих фресках узнается ярославская школа. Когда-то считавшаяся лучшей в России, в советское время она была утеряна. Возрождать ее художник со своими учениками взялся 20 лет назад. Причем эмблему «ярославской школы иконописи» можно увидеть не только на родине – в православных церквях Сербии и Японии, Голландии и США... Проделанная работа впечатляет, особенно с учетом того, что на каждую роспись уходит от года до трех лет.
Роспись храма начинается с макета. В масштабе 1 к 20 изображены все мельчайшие детали: орнаменты на окнах, прописан даже текст тропаря. Создание миниатюрной копии иногда занимает несколько месяцев, но по-другому – никак. Плоский план не передает искажений рисунка, возможных при нанесении на изогнутые стены храма.
Макеты, чертежи, эскизы – все это создается здесь, в мастерской Николая Мухина. Здесь же он пишет свои картины – практически все – по библейским мотивам. Некоторые – видны даже ночью, благодаря люминисцентной краске. На вопрос зачем? автор отвечает – загадочное мерцание олицетворяет Фаворский свет, подобно сусальному золоту в храме. Правда, эти эксперименты - только в свободное время. В доверенных школе храмах – все по строгим канонам.
«Признанные иконописцы испрашивают благословение, то они сначала показывают подлинники, какого типа, какого направления будет расписан храм, – рассказывает митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон (Долганов). – И тогда если согласие есть, благословление получают и расписывают, или пишут иконы или расписывают храм».
Михаил – выпускник школы, сегодня сам руководит артелью. На то, чтобы из травника – специалиста по орнаментам, превратиться в мастера, у него ушло пять лет, и это – сравнительно недолгий срок. Роспись храмов – физически тяжелый труд, требующий неимоверного терпения. И, тем не менее, новых мастеров с каждым годом становится больше. Древнее искусство вновь живет в руках ярославских художников, и это главное достижение школы «Ярославская икона».
Новости культуры