16 июня 2014, 09:12 16 июня 2014, 10:12 16 июня 2014, 11:12 16 июня 2014, 12:12 16 июня 2014, 13:12 16 июня 2014, 14:12 16 июня 2014, 15:12 16 июня 2014, 16:12 16 июня 2014, 17:12 16 июня 2014, 18:12 16 июня 2014, 19:12

Знаменитая усадьба Дугино-Мещерино требует срочного восстановления

В начале мая пожар уничтожил значительную часть здания. Однако специалисты говорят, что и сейчас не все потеряно. Об усадьбе Дугино и гениях этого места – рассказывают "Новости культуры".

Подмосковную усадьбу Дугино по значимости для русской культуры нередко сравнивают с имением Абрамцево. На рубеже XIX-XX веков в Дугино подолгу гостили Левитан и Малютин, Грабарь и Борисов-Мусатов. Но сегодня есть опасность, что ее не станет. В начале мая пожар уничтожил значительную часть здания. Однако специалисты говорят, что и сейчас не все потеряно. Об усадьбе Дугино и гениях этого места – рассказывают «Новости культуры».

Когда заброшенная усадьба загорелась – заволновались немногие. Лишь потомки ее владельцев и местные краеведы знали: в начале ХХ века здесь творили известнейшие русские художники. А в 30-х национализированную усадьбу передали военному ведомству. После чего история дома – туманна. Вроде бы здесь жил комиссар госбезопасности Николай Ежов, а в последние годы – студенты Академии погранвойск.

«Четыре года назад дом совершенно опустел, – рассказывает искусствовед, потомок художника Игоря Грабаря Елена Грабарь. – Он стоял заброшенный. Мы пытались узнать, кому он принадлежит, чтобы как-то его спасти. Стало известно, что он отключен от коммуникаций. И 3 мая случился поджог. По словам пожарных, его подожгли. Горела крыша третьего этажа – пожар начался с крыши».

Сгорели поздние пристройки. Два этажа, построенные в конце XIX века купцом первой гильдии Василием Мещериным, владельцем Даниловской мануфактуры, уцелели. Успешный предприниматель, мечтавший о даче с конезаводом в Подмосковье, достроить ее не успел – усадьба перешла сыну Николаю. Который превратил 9-километровое пространство в цветущие сады и парки. И стал приглашать в гости художников – учиться ремеслу.

«Для художников была построена специальная мастерская, где они могли спокойно писать, работать, – говорит профессор, доктор исторических наук Галина Наумова. – И Грабарь в одном из писем своему брату Владимиру Грабарю писал, что здесь не по-родственному хорошо, тепло и хозяева очень гостеприимны. В течение всего дня здесь был горячий самовар».

В Дугино осваивали фотографию и искали натуру – в пейзажах, на сельских ярмарках и торжищах. Как в Саввинской слободе, или в Абрамцево здесь фантазировали, спорили, творили.

«Николай Васильевич уговорил Грабаря приехать в Дугино, – рассказывает краевед, потомок Н.Мещерина Герман Гусльков. – Он его однажды в письме оповещает: “Расцвела сирень, приглашаю, приезжайте, приглашаю. Но помните, что сирень долго не цветет”».

Левитан и Васнецов, Серов и Корин вдохновлялись пейзажами Дугино. В Третьяковке еще до сих пор изучают, какие картины были там задуманы или созданы. Но для Игоря Грабаря Дугино стало самым важным местом в его творчестве, где он написал свои основные произведения, которые до сих пор находятся в экспозиции Третьяковки.

В Дугино Грабарь провел 13 лет, работал над многотомным трудом «История искусств». Но главное – экспериментировал. В «Хризантемах» – со всепоглощающим желтым цветом. В натюрморте «Неприбранный стол» – с фактурой предметов и совмещением масла и темперы. Для «Февральской лазури» долго искал нужный ракурс.

«Сугробы были огромные, – рассказывает сотрудник Третьяковской галереи Ольга Атрощенко. – Ему пришлось копать траншею глубиной один метр. И там он установил мольберт, зонт, чтобы солнце ему не светило на полотно и чтобы он правильно мог взять нужные тона».

После пожара в Мещеринской усадьбе выяснили: дом не то что не числился на госохране, а будто бы вовсе не существовал. В обществе охраны памятников уверены: историческую часть дома и парк можно сохранить.

«Дом все-таки стоит, – отмечает помощник председателя Московского областного отделения ВООПИиК Ирина Трубецкая. – Третий этаж – поздний. Основное ядро дома стоит. Это не самый худший вариант. У нас по стране стоят дома в очень руинированном состоянии. И они не потеряны. При воле к сохранению, при нахождении владельцев или инвесторов, понимающих ценность и необходимость сохранения – все подлежит научной реставрации».

Министерство культуры Московской области признало: место обладает признаками памятника истории и культуры. После экспертизы можно приступить и к реставрации. Если, конечно, владельцы и чиновники согласятся вложиться в вечное. А не вырубить оставшееся, построив на историческом месте пятиэтажки.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация