"Кинотавр" объявит первых лауреатов
Сегодня ночью в Сочи будут объявлены имена первых лауреатов "Кинотавра". Жюри конкурса короткометражных фильмов под председательством Бориса Хлебникова назовет лучшую работу в этой номинации. Набирает обороты и основной конкурс: в эти минуты критики смотрят военную драму Максима Панфилова "Иван, сын Амира". Продолжит показы картина о наших современниках "Интимные места". Иронической мелодрамой о москвичах среднего класса режиссеры Наташа Меркулова и Алексей Чупов дебютируют в полном метре. О буднях кинофестиваля рассказывают "Новости культуры".
Юсуп Разыков думал пройти незамеченным, но перед показом его уже ждали поклонники – даже из Белоруссии. Три года назад он приезжал сюда с "Гастарбайтером" теперь привез "Стыд" – фильм, о котором сразу предупредил – грустный.
Лица будто высеченные из камня, затерянный на Кольском полуострове поселок, база, где живут семьи подводников... Ни один из них в кадре так и не появится. Здесь только те, чье дело ждать на берегу. Но как жить, когда ждать уже некого?
Занесенные снегом, холодные кадры – природа здесь тоже словно герой. Такая же закрытая, замкнутая и сама героиня. Непонятая и чужая – как можно переживать личную драму на фоне общей беды? Как говорить о нелюбви, когда подлодка с мужьями, отцами осталась на дне? Тяжелый и трудный, но Разыков уверяет: фильм не безысходный, через стыд все-таки придет возрождение.
"Существуют параллельные вещи. К сожалению, существуют история страны и история человека, которую он проживает, личная его жизнь, и они часто не пересекаются. Подобное ощущение складывается на фоне такой технократической драмы, как гибель подводной лодки. Личная драма человека, который не знает уюта, как в этом мире ужиться и что с этим делать. Вопрос даже не о выживании идет, а о поиске какого-то смысла, который мы все ищем", – поясняет режиссер.
Актеру Роману Курцыну на этом фестивале сложно – в один день в конкурсе представлено сразу два фильма с его участием. Переживает за оба – кроме "Стыда" одну из главных ролей сыграл в "Жажде". Ровесника и современника, того, кто вернулся с Чеченской войны – оттуда, где все ему было понятно.
"Он считает, что там было лучше, что ценности в нашем мире теряются. Когда ты на войне, понятно, где враг и где друг, понятно, куда стрелять, кого спасать и на чьей стороне воюешь. Две банки сгущенки – все это тебе Новый год, больше ничего не надо. Здесь размываются какие-то границы и все ценности жизненные", – замечает актер Роман Курцын.
"Жажду" в Сочи ждали – режиссер Дмитрий Тюрин, бывший горный инженер бурения, в полном метре новичок, и сразу такая картина – экранизация повести Андрея Геласимова. О том, чья жизнь разделилась, кто после Чечни остался один на один с обгоревшим лицом. Его долго снимают со спины, в капюшоне, зритель не понимает, чьими глазами он все это смотрит. Мир вокруг увидит, лишь когда сам герой выберется из панциря.
"Жажда – это, конечно, боль. Как жажду нужно чем-то утолять, так и боль нужно чем то утолять. Костя когда в конце говорит: "Жажда прошла", имеется в виду, что и боль прошла. Наверное, это трансформировалось в желание жить, в жажду жизни", – поясняет режиссер Дмитрий Тюрин.
В Сочи в этом году столько дебютантов, что их поддерживают мастера. Каждое утро в Зимнем театре – спецкурс – классики показывают то, с чего начинали сами. "Остановите Потапова" в 1974 году в своем дипломе объявил Вадим Абдрашитов. До сих пор помнит, что чувствовал начинающий режиссер.
"О, это невозможно! Страх и ужас он чувствует поначалу, необычайное вдохновение, если, как ему кажется, он нашел материал. И он начинает вдохновенно трудиться: он пишет режиссерский сценарий – это самое лучшее время, потому что он в голове снимает идеальный фильм, а потом, когда режиссер приходит на площадку, он приходит в ужас, потому что все работает против него. Денег меньше, чем он думает, актеры не идеальны, а конкретно светочувствительность пленки ниже, чем бесконечность, погода не та и так далее", – говорит он.
Его спрашивали, как такой долгий план он смог снять на пустом Арбате? Почему столько цитат из "Мужчины и женщины"? Чем вообще фильм Клода Лелуша был для советской страны? В эти дни в Сочи, кажется, все говорят о кино. Спорят о том, что видели, и ждут каждого конкурсного дня.
"Кинотавр" еще не показал и половину программы. Самые громкие показы – фильмы, которые побывали на Каннском, Римском и Роттердамском кинофестивалях, – еще впереди. Еще не показаны те картины, о которых с самого начала отборщики говорили – неожиданно смелые. Сочи не пропускает ни один показ. Все, конечно, ждут открытий.
Новости культуры