11 июля 2014, 10:09 11 июля 2014, 11:09 11 июля 2014, 12:09 11 июля 2014, 13:09 11 июля 2014, 14:09 11 июля 2014, 15:09 11 июля 2014, 16:09 11 июля 2014, 17:09 11 июля 2014, 18:09 11 июля 2014, 19:09 11 июля 2014, 20:09

Российский Союз ректоров наметил задачи на будущее

  • Российский Союз ректоров наметил задачи на будущее
  • Картинка
    Российский Союз ректоров наметил задачи на будущее
  • Российский Союз ректоров наметил задачи на будущее
Это общественная организация, которая объединяет почти девять сотен руководителей высших учебных заведений. Обсуждались наболевшие проблемы образования. Качество обучения реально не улучшается, несмотря на рост государственного финансирования. Результаты единого госэкзамена по русскому языку низкие.

10 июля в Москве прошел внеочередной съезд Российского Союза ректоров. Это общественная организация, которая объединяет почти девять сотен руководителей высших учебных заведений. Обсуждались наболевшие проблемы образования. Качество обучения реально не улучшается, несмотря на рост государственного финансирования. Результаты единого госэкзамена по русскому языку низкие. Ранее, напомним, обеспокоенность по этому поводу высказывал даже глава государства. О том, как проходило обсуждение, –  «Новости культуры». 

570 делегатов приняли участие в работе Внеочередного съезда. Он стал репетицией того большого съезда, который пройдет в октябре и который станет открытой площадкой для обсуждения стратегических изменений в российском образовании.

За последние два десятилетия быстрый рост числа вузов, особенно негосударственных, привел к падению общего уровня образования. И мониторинг учебных заведений необходим, но к его проведению нужно подходить обдуманно.

«Важно, чтобы были поддержаны вузы, специалисты которых наиболее востребованы экономикой, необходимы для устойчивого развития региона. Отмечалось, что методика рейтинга недостаточно учитывает значение вузов для регионального и отраслевого развития», - сказал ректор МГУ Виктор Садовничий.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов констатирует: в стране демографический спад. Число студентов за последние 10 лет сократилось вдвое. Предложения Минобрнауки следующие.

«Нам придется пережить серьезное снижение количества преподавателей и серьезную реструктуризацию сети учебных заведений. Что мы можем противопоставить? Дополнительные рабочие места для преподавателей, привлечение новых студентов – не граждан России - в наши вузы. Ориентируем наши вузы на исследования и проектные работы, связи с промышленными предприятиями», - отметил Дмитрий Ливанов.

В некоторых вузах не будет магистерских программ – только бакалавриат, говорит министр. И ужесточатся требования к мониторингу и лицензированию.

«С той профанацией, которая во многих регионах процветает, надо заканчивать. Если это филиал технического вуза, занимайтесь там подготовкой тех специалистов для предприятий, находящихся поблизости. Не надо там ни экономистов, ни юристов, ни социологов, философов – надо с этим закончить. Лучше, чтобы вы это сделали сами. Если не сделаете сами – мы вас заставим или сделаем это без вас», - предупредил Дмитрий Ливанов.

Однако вопрос о мониторинге вузов и их закрытии – один из самых болезненных – он беспокоит не только ректоров, но и депутатов Госдумы.

«Мониторинг – это то, что позволяет псевдовузы прихлопнуть. Критика в адрес Минобразования – там была перестановка задач. Сначала начали мониторить государственные вузы, и на многие из них был навешан ярлык неэффективности, что нанесло репутационный ущерб. Тем более, что оценки выносились на основе спорных критериев, которые до сих пор вызывают возражения», - напомнил член комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов.

«На мой взгляд, в процессе произошла подмена. Вопрос о качестве подменен вопросом о закрытии одной трети вузов. Я берусь утверждать, вопреки звучавшему здесь мнению, – это цель ложная. Я напомню: США создали около 3 тысяч университетов, Норвегия объявила своей национальной идеей открытие университетов. Неужели нашей национальной идеей будет: Россия закрывает университеты?» - спросил Олег Смолин.

Тем временем, у президента Российского Союза ректоров весьма четкое видение, как поддерживать наше образование на нужном уровне. Это – проверка знаний не только с помощью ЕГЭ, но и сочинений, устных экзаменов, поддержка олимпиадного движения и школ для одаренных детей, создание кластеров для научных исследований. Тесное взаимодействие между университетами.

«Россия - огромная страна. Мы богаты своими научными школами, и каждый университет имеет свое лицо. Однако создать условия для того, чтоб студенты, аспиранты и профессора могли обучаться и работать в разных университетах, обогащая свой научный и педагогический багаж, нам пока не удалось. А замкнутые системы неизбежно затухают», - сожалеет Виктор Садовничий.

Все эти вопросы, в том числе связанные с приоритетом инженерного и технического образования, будут обсуждаться в октябре.

Новости культуры 

Читайте также:  

В Москве проходит съезд Российского Союза ректоров

Многие российские вузы останутся без магистратуры и аспирантуры

Минобрнауки запустит программу повышения математического образования

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация