В Омске представили уникальное собрание писателя Антона Сорокина
В Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля открылась экспозиция, приуроченная к 130-летию со дня рождения писателя и коллекционера Антона Сорокина. Некоторые предметы искусства зрители увидят, возможно, в единственный раз. Рассказывают «Новости культуры».
Жилец дома №28 на улице Лермонтова, что в Омске, без ложной скромности называл себя претендентом на Нобелевскую премию, королем писательским. И после смерти оставил городу на Иртыше поистине королевский подарок.
Сейчас здесь располагаются художественные мастерские, в память о бывшем владельце – писателе, художнике и коллекционере Антоне Сорокине, сохранили старинную лестницу и даже фурнитуру на окнах. А в этой нише, по легенде, в огромном шкафу хозяин хранил уникальное собрание – подарки его многочисленных гостей.
«Даже в архиве сохранилась записка: “Если вы хотите узнать все самое свежее, лучшее, что происходило в Омске, вам следует прийти в дом Антона Сорокина”, – рассказывает сотрудник Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Светлана Изотенко. – Сохранились воспоминания, что здесь была очень теплая атмосфера с самоваром, чаепитиями».
В годы революции и Гражданской войны на посиделки к Сорокину собиралась не только местная богема, но и художники из Москвы, Петрограда, Харькова, Риги, Казани. Знали: здесь всегда можно было разжиться бумагой и карандашами.
«В Омске, как и во всех городах молодой Советской Республики, была разруха в начале 20-х годов, – говорит сотрудник Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Занфира Девятьярова. – Антон Семенович Сорокин выменивал понравившиеся ему произведения на пайковую крупу, коробочки акварелей, карандаши. Таким образом, к 1925 году у него собралась большая коллекция – больше тысячи единиц графики, живописи, скульптуры».
После смерти Сорокина уникальное собрание вдова передает в местный музей. Мелкоформатные рисунки и акварели, среди них и эти портреты хозяев дома, выполненные отцом российского футуризма Давидом Бурлюком, интереса у советских искусствоведов не вызвали. Работы сначала убрали подальше на антресоли. А спустя полвека во время ремонта музейного здания строители обнаружили черные папки под половицами. В них – нескольких сотен работ. Среди них уникальный рисунок Леонида Мартынова «Про Антона Сорокина» – первый и единственный художественный опыт знаменитого омского поэта. Рядом – сибирские фронтовые зарисовки латыша Карлиса Балтгайлиса. Работ этого периода нет даже в музеях Латвии. Но сохранять «сорокинскую» коллекцию, утверждают специалисты, с каждым годом все сложнее.
«Вот бланки начала века с датами и та самая плохая оберточная бумага, – показывает реставратор Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Татьяна Масюк. – Она очень сильно пожелтевшая, хрупкая и развалившаяся на кусочки. Художники использовали бумагу не подходящую для рисования».
Максимальное освещение в выставочном зале – 50 люкс – это почти полумрак. Спустя три месяца работы спрячут в хранилище. Таково требование омских реставраторов. Они почти десять лет восстанавливали хрупкую коллекцию, параллельно оцифровав несколько сотен экспонатов, которые хранятся теперь в полной темноте. Нынешняя выставка, возможно, станет последней, когда воочию можно увидеть сокровища сибирского короля Антона Сорокина.
Новости культуры