В Театре имени Маяковского репетируют первые премьеры нового сезона
Театр имени Маяковского одним из первых в столице откроет новый, 92-й сезон – 28 августа. Главным событием сезона худрук Миндаугас Карбаускис называет открытие сцены на Сретенке после трёхлетней реконструкции. Несколько премьерных постановок создаются именно для этой площадки, которая станет лабораторией для молодых режиссёров. Впрочем, присоединятся и мэтры. Рассказывают «Новости культуры».
Не убивай, не кради, почитай отца и мать, не сотвори себе кумира – Бог дал пророку Моисею 10 заповедей. А соблюдают ли их сегодня? Задумав спектакль «Декалог» драматург Саша Денисова и режиссер Никита Кобелев раздали всем артистам домашнее задание – узнать о грехах и моральных табу современного человека. Вооружившись ручками и навострив слух, они вышли на Сретенку – одну из старейших улиц Москвы.
«Когда ты слушаешь, они очень охотно рассказывают, – говорит актриса Наталья Палагушкина. – Мы сначала думали: “Ну, нет, да не будут они нам все это рассказывать!”, а они оказывается очень даже! Главное замолчать вовремя, а они уже потом в потоке рассказывали все! Но они знали для чего это! То есть это не было нечестной историей. Кто-то в детстве украл у бабушки рубль, сейчас ему 40 – и он до сих пор об этом помнит, другой – похитил тую с Тверской, третий – готов был убить, за то, что ему наступили на ногу в метро – переживаний у прохожих оказалось настолько много, что вербатимы пришлось разбирать почти полгода».
«Люди рефлексируют, думают над этим. Виноваты или нет? Поле битвы уже не закон, как это было в Ветхом завете. За это уже не убивают, не забивают камнями. Сейчас это происходит где-то в сердце», – говорит Саша Денисова.
В «Декалоге» тема современных грешников переплетается с историей района Сретенки. В этих переулках крали, убивали, предавали и любили. Прочитав сценарий, художник по костюмам Наталья Войнова слегка испугалась. От обилия столь разных героев: Петр Первый, ученый и колдун Яков Брюс, древнерусские дружины и хипстеры.
«Зрители будут разбиты на две группы, – поясняе художник по костюмам Наталья Войнова, – так что роли артистам придется играть по два раза. Боимся, как они будут успевать переодеваться. Делаем все на молниях, чтобы все быстро снималось и одевалось. Можем грим не успеть поменять.
На каждую заповедь – отдельная сцена. Спектакль о нравственных нарушениях будет проходить в буфете, фойе, гардеробе, на складе и лестнице. По замыслу создателей, такая «бродилка» по театру позволит зрителям оценить все пространство долгожданной обновленной сцены на Сретенке.
«Есть потребность более тесного диалога со зрителями, – рассказывает Никита Кобелев. – Чтобы зрители становились не наблюдателями, а свидетелями события, непосредственными участниками того что они смотрят. Это позволяет обрести другую дистанцию между актерами и зрителями, между спектаклями и публикой».
Поразмышлять над человеческой природой в новом сезоне решил и режиссер Леонид Хейфец. Только в качестве материала выбрал – классику. «Отцы и сыновья» – спектакль по мотивам романа Тургенева. Конфликт русских отцов и детей с отстраненным взглядом западного человека на сцену перенес ирландский драматург Брайан Фрил. Узнав, что его творение ставят в театре Маяковского, автор пьесы написал режиссеру письмо.
«Он узнал адрес и написал! Такая смешная переписка была! Дорогой Леонид с радостью узнал о том, что ставите мою пьесу…» – рассказывает Леонид Хейфец.
Для основной сцены Маяковки премьеры тоже наготове. Здесь увидит свет рампы чеховская «Чайка» в постановке Евгения Марчелли и «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса. Свой премьерный спектакль «Диббук» покажет и знаменитый израильский театр «Гешер» – в рамках обменных гастролей.
Новости культуры