Олегу Целкову исполняется 80 лет
«Нет» – импровизации, вдохновению и эффектным взмахам кисти. Вот основа творчества художника Олега Целкова. Со столь неординарным для творца набором приемов он сумел придумать нечто принципиально новое. Иосиф Бродский называл его «наиболее выдающимся русским художником послевоенного времени». Свою дорогу Целков нашел более полувека назад, когда, как он сам говорит – «случайно сорвал маску с человечества». С тех пор художник пишет оборотную сторону личности. Сегодня Олегу Целкову исполняется 80 лет. Рассказывают «Новости культуры».
Олега Целкова называют ярчайшим советским нонконформистом, но сам художник не причисляет себя ни к этому, ни к какому-либо другому направлению. Самобытный, резкий, он объединил разные стили: от первобытного искусства до авангарда. Михаил Шемякин сравнивал его полотна с работами старинных европейских мастеров, а поэт Евгений Рейн считает Целкова русским Ван Гогом.
«Они оба вкладывали душу в понятие мистики краски, – говорит Евгений Рейн. – Он силился все это объяснить, но опускался как весы от груза, и сам сбивался, обрывая нить – смотрите братцы – едоки арбуза».
В 60-х годах на полотнах Олега Целкова впервые возник безымянный герой, персонаж из «невиданного племени». В этом лице, маске, «морде», как он сам говорит – художник выразил то, что скрывается в каждом – дикий, первобытный архетип. Целков вспоминает: именно тогда он впервые почувствовал, что действительно создал что-то новое.
«Я думаю, это какой-то не бывший до меня ракурс, взгляд на человека как такового», – говорит художник.
Тогда, в начале 60-х, этот «безымянный герой» у многих вызвал ужас – его восприняли как жестокую карикатуру, обобщенный портрет советского человека. Видеть такую правду хотели далеко не все. Молодому художнику не давали выставляться: его первая персональная экспозиция – в 65-м году – продлилась всего два дня, вторую – разогнали через 15 минут. И, тем не менее – уже тогда нашлись те, кто смог оценить работы Целкова. Среди первых поклонников его творчества – Евгений Евтушенко, Иосиф Бродский, и даже знаменитый американский писатель Артур Миллер. Художник Владимир Любаров, автор знаменитых «перемиловцев», считает героя Целкова дальним родственником своих персонажей.
«Мой перемиловский герой тоже идет от наивного творчества, – поясняет Владимир Любаров. – И величие Целкова в том, что он народен. Это не элитарное искусство. Народу, наверное, не понравится, как он его изобразил. Но это другой вопрос».
В 77-м году художник Олег Целков на предложение советских властей покинуть страну, не раздумывая, дал положительный ответ. С тех пор живет в Париже и иногда приезжает в Россию. Спустя почти полвека – в центре его творчества все тот же безымянный герой. Художник и сегодня активно работает, правда, выставляется не часто. На недавней экспозиции в Москве почти все полотна были показаны впервые.
«Я делаю картины по одной причине – иначе жить не могу, – признается Олег Целков. – Значит, вот и решайте. Зритель – ему нельзя верить. У каждого своя точка зрения, свое мнение, которые совершенно мне не нужны, и даже вредны. Зачем мне думать о каком-то зрителе?»
Картины Олега Целкова есть в собраниях Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея имени Пушкина, амстердамского музея Стеделийк… Несмотря на это, сам автор уверен: его работы до сих пор до конца не поняты – но их черед еще настанет.
К юбилею художника Олега Целкова смотрите сегодня на нашем канале в 19.15 программу «Эпизоды».
Новости культуры