В московской галерее "Проун" открывается выставка под названием "На переломе"
Искусство на фоне политических потрясений. В московской галерее «Проун» открывается выставка под названием «На переломе». Она посвящена одному из самых противоречивых периодов в художественной жизни России – началу ХХ века. Официально темой экспозиции стало 100-летие начала Первой Мировой войны. Но на самом деле охват оказался гораздо шире. Кураторы сделали акцент не столько на исторический материал, сколько на экспрессию, на эмоциональную атмосферу того времени. Рассказывают «Новости культуры».
Такой искаженный взгляд на действительность – иллюстрация происходивших в годы Первой мировой войны процессов в новом русском искусстве. На этой выставке нет героических сюжетов. Цель экспозиции другая. Рассказать не столько о Первой мировой войне, сколько о том, как эта война повлияла на развитие изобразительного искусства в России.
«Нам хотелось показать, что в нашей стране все было намного сложнее, – поясняет куратор выставки Дарья Макарова. – Искусство складывалось не только под влиянием Первой мировой войны, но и того контекста – революций 1905-1917-го гг., гражданской войны. Все это было взаимосвязано, и в результате выродилось вот в этой эмоциональный всплеск, который отразился в изобразительном искусстве».
Выставка начинается с говорящей фотографии. Император Николай Второй объявляет о начале Первой мировой войны. Если в Европе она вошла в историю под названием Великая, то в Советском Союзе долгие десятилетия была подвержена остракизму. Ее выставляли как войну империалистическую. Отголоски этого можно увидеть и в некоторых работах советских художников той поры. Впрочем, единой картины составить все равно не удастся. Здесь и первые попытки художников-авангардистов во главе с Казимиром Малевичем реформировать искусство, и вполне классические батальные полотна. Особняком стоят работы художников, которые сами принимали участие в Первой мировой. Это гравюры знаменитого художника-графика Владимира Фаворского, мобилизованного в ряды вооруженных сил в 1915-м году. Фаворский, рассказывает его внук Иван Шаховской, воевал на Румынском фронте и даже участвовал в Брусиловском прорыве.
«Дело вот этих артиллерийских художников было зарисовывать панорамы с наблюдательных пунктов, и по ним велся обстрел», – говорит Иван Шаховской.
На выставке можно увидеть и работы Натальи Гончаровой. Война заставила ее обратиться к легендарным личностям русской истории – таким, как Александр Невский. Первая мировая в графическом цикле «Мистические образы войны» трактуется художником как катастрофа вселенского масштаба. Впрочем, сама концепция выставки – показать, как война преломляется через конкретные человеческие судьбы: художников и их героев – не выхолащивает до абстракции, а наоборот подчеркивает всю ее абсурдность и противоестественность.
Новости культуры