История создания поэмы «Про это» - на новой выставке Музея Маяковского
Как появилась на свет поэма Владимира Маяковского «Про это»? История её создания вырисовывается на выставке, которую подготовил столичный Музей Маяковского. Она разместилась в Домике Чехова. Сложное лирическое произведение, крик израненной души поэта после его разрыва с Лилей Брик представлено как собрание метафор, воспоминаний, писем, предметов. Есть даже упомянутое в поэме берлинское фото Лили Брик – «карточка в столе». Виктория Самойлова разузнала подробности. Рассказывают «Новости культуры».
«Жилось хорошо, привыкли друг другу, к тому, что обуты, одеты и живём в тепле, едим вкусно и вовремя, пьем много чая с вареньем. Установился «старенький, старенький быт», - писала в декабре 22-го муза Маяковского - Лиля Брик о своих отношениях с поэтом. Если бы не кризис в их любовном романе - поэмы «Про это» не было бы.
«Мне в такой степени опостылели Володина халтура, карта и прочие, и прочие, что я попросила 2 месяца не бывать у нас, вот эти 2 месяца у нас положили историю этой самой поэмы», - цитирует директор Музея В.В. Маяковского Надежда Морозова.
С 28 января по 28 февраля Маяковский почти всё время провёл в добровольном домашнем заточении. Всё это время он писал произведение, которое потом назвал главным в своей жизни. Благодаря поэме «Про это» родился и знаменитый «маяковский» способ записи стиха с разрывами строк.
«Если до этого стихи Маяковского располагались столбиком, и это определяло их интонацию, их звучание, саму энергетику стиха - вот этот вот мускульный посыл такого поэтического жеста, то поэма «Про это» -это было первое лирическое произведение, которое поэт пишет лесенкой, - лесенка, это всё-таки размер, который больше соотносится с гражданской поэзией», - отмечает старший научный сотрудник Государственного музея В.В. Маяковского, хранитель рукописно- документального фонда ГММ Галина Антипова.
Каждый экспонат на выставке отсылает к истории временного разрыва Маяковского и Брик, которые по-разному переживали расставание. Тогда как Лиля по-прежнему ходила на премьеры и читала журналы о моде, поэт невыносимо страдал: дежурил под окнами любимой, передавал ей записки, цветы, птиц в клетке - об этом можно прочитать в его дневнике. Но сдержал слово и на протяжении двух месяцев ни разу не позвонил Брик. Зато тему телефонных разговоров Маяковский описал в самой поэме, как «ткнулся губой в телефонное пекло», чтобы позвонить «барышне» с Водопьяного переулка.
Любопытно, что Владимир Маяковский указал свой реальный номер телефона в первой части поэмы. Так что читатели журнала «Леф», в котором и было впервые опубликовано это произведение, могли звонить или даже звонили домой поэту в его комнату в Лубянском проезде.
На выставке представлены не только раритеты, связанные с жизнью Маяковского, но и репринт - современное переиздание поэмы «Про это» со знаменитыми коллажами Александра Родченко. Монтаж портретов Маяковского и Брик, ставших иллюстрациями к книге, проходил под контролем самого поэта, который посвятил главной женщине своей жизни не одно произведение.
Новости культуры