18 июня 2013, 09:42 18 июня 2013, 10:42 18 июня 2013, 11:42 18 июня 2013, 12:42 18 июня 2013, 13:42 18 июня 2013, 14:42 18 июня 2013, 15:42 18 июня 2013, 16:42 18 июня 2013, 17:42 18 июня 2013, 18:42 18 июня 2013, 19:42

"История советских павильонов" на выставке в столице

Парадокс истории. В 37-м году советский павильон на Всемирной выставке в Париже служил постаментом для знаменитой скульптуры Веры Мухиной - "Рабочий и колхозница". А теперь в его копии открылась экспозиция, посвященная истории советских павильонов.

Парадокс истории. В 37-м году советский павильон на Всемирной выставке в Париже служил постаментом для знаменитой скульптуры Веры Мухиной - «Рабочий и колхозница». А теперь в его копии открылась экспозиция, посвященная истории советских павильонов. К их строительству и оформлению привлекались лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Сегодня, даже те их конструкции, что сохранились лишь в документах, изучают историки искусств. Рассказывают «Новости культуры».

Один из экспонатов выставки – фотография, сделанная на стройке советского павильона 39 года в Нью-Йорке. Автор архитектурного проекта Борис Иофан использовал здесь тот же прием, что и двумя годами ранее в своем знаменитом сооружении для парижской выставки 37 года. В обоих случаях павильоны служили постаментами для монументальных скульптур.

«У нас тут лежит абсолютная уникальная книга, которую мы получили из архива Иофана, – рассказывает арт-директор Музейно-выставочного объединения «Манеж» Марина Лошак. – И этот толстый фолиант был сделан из-за него во время строительства павильона 39 года. Был приглашен американский фотограф, дама, все фотографии аутентичны и они отражают невероятный масштаб и качество стройки, где все этапы, включая новые вентиляционные камеры, и все новые технологии, которые апробировались на этом временном павильоне».

Дебют СССР на международных выставках состоялся тоже в Париже в 25-м году. Автор павильона Константин Мельников сконструировал легкое сооружение из стекла и дерева. Кстати, именно на этой выставке Сергей Эйзенштейн получил серебряную медаль за фильм «Стачка». Уже тогда проявилась главная тенденция подобной архитектуры – устремленность к звездам. На пропаганду идеологии, чем были для СССР международные выставки, не жалели ресурсов.

«Действительно, это витрина, которая должна носит пропагандистский характер, – говорит Марина Лошак. – Это на 100 процентов так. Она должна продемонстрировать. Что это мощнейшая страна со своими достижениями. В общем, это выставка достижений».

Один из самых впечатляющих – советский павильон на ЭКСПО-70 в Осаке, Япония. Архитекторы Посохин и Свирский посвятили свое пламя-цветок 100 летнему юбилею Ленина. Организаторы показали не только архитектурные проекты, но и то, что было внутри. Первый спутник и эскадрилья самолетов из знаменитого монреальского павильона 67-го года с крышей-трамплином, позднее его полностью перевезли в Москву. Паровоз «Иосиф Сталин» демонстрировался на выставке 37-го года. А картина «Строительство Туломской ГЭС» побывала в 39-м в Нью-Йорке. В отличии от самих экспонатов, павильоны, в которых они когда-то демонстрировалась, не сохранились. Кроме двух: монреальского – он сейчас на ВДНХ, а также павильона Бориса Иофана, в котором и проходит эта выставка. От большинства остальных остались только кадры кинохроники, эскизы и фотографии.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация