Фильмы "Роль" и "Мамарош" в конкурсной программе Московского кинофестиваля
Очередной конкурсный день на ММКФ подарил жюри необычное сочетание авторских взглядов на кинематограф. Это режиссерский дебют ассистента Эмира Кустурицы Момчило Мрдаковича – картина «Мамарош» и фильм «Роль» Константина Лопушанского. Ученика Андрея Тарковского, одного из немногих представителей подлинно авторского кино в нашей стране. Рассказывают «Новости культуры».
Фильм, которого ждали. Первый вариант сценария - историю красного командира, потерявшего память, драматург Павел Финн написал ещё в начале 80-х, но проект цензура не пропустила. Журналистам режиссёр этой «Роли» Константин Лопушанский признается, только после работы над картиной «Гадкие лебеди», а это было уже в 2006-м, его словно осенило. Снимать нужно об актёре, заражённом популярной у символистов Серебряного века идеей: сыграть роль другого человека не на сцене, а в жизни. Воплотить обе идеи Лопушанскому удалось только спустя ещё несколько лет.
«Тут есть некая магия самого построения кино, представьте, мы видим сыгранную сцену, но понимаем, что герой её же выстраивает, и она создаётся на наших глазах. Это важно. И потом, мне кажется, это важно для понимания каких-то глубинных вещей, связанных с национальным характером, скажем так, менталитетом российским. Потому что вот этот взгляд над бездной, который присущ был тому времени», - объясняет режиссёр, сценарист, народный артист России Константин Лопушанский.
Чёрно-белая плёнка, настоящие паровозы - Лопушанский искал звучание эпохи… подлинное, как и герой его фильма – если выбирает шинель, то ту самую, что пахнет землёй. На эту главную роль пробовали только Максима Суханова, он же её и исполнил. Его жену сыграла финская актриса Мария Ярвенхельми. Она признается, это путешествие в Россию, имея ввиду и фестиваль, и съёмки в фильме, вернуло ей веру в кино и искусство – оно может быть глубоким. Константин Лопушанский скажет, финка на пробах сразила профессионализмом - отработала сцены на русском языке, толком им не владея. И во время интервью Ярвенхельми помогает мама - актриса, киновед, а некогда и программный директор московского фестиваля Кирси Тюккюляйнен.
«Я училась русский язык. Тогда я была в гимназии, но я не говорила так долго время. Если я буду в Москва 2 недели, я говорю», - призналась Мария Ярвенхельми.
Режиссёр Момчило Мома Мрдакович нежно поправляет волосы своей маме. Говорит, на Московский Международный фестиваль, где он представляет свой режиссёрский дебют, «Мамарош» не привезти её просто не мог. «Без неё не было бы этого это фильма. Да и сам я мамарош – то есть, маменькин сынок», - признается Момчило Мрдакович.
«Мамарош», хоть и навеян Обломовым, но режиссёр следует принципам Эмира Кустурицы, у которого был ассистентом. Фильм основан на реальных событиях – жизни Момчила Мрдаковича и его мамы.
«Я горжусь своим сыном, но фильм ещё так и не посмотрела. Полностью доверяю Моме. Он говорит, что там есть момент, когда американский вице-консул, утверждает, что мать не является близким родственником – для меня это показатель фальшивого отношения к семье. Для меня главный смысл этой картины - показать сербское отношение к матери, к семье», - говорит мама М. Мрдаковича Вук Мрдакович.
Главный герой - Пера Илич – страстный киноман и киномеханик. В свои 40 всё ещё живёт с матерью. Не бросает самого родного человека и когда на Белград падают натовские бомбы и, когда узнаёт, что выиграл гринкарту и может иммигрировать в США. Кажется, за эту любовь и верность его вознаграждает сама судьба – помогает даже в безнадёжных ситуациях – посылает знаки. И после многочисленных испытаний они оба в Нью-Йорке смотрят «Весёлых ребят». Фильм, на который сам режиссёр со своей мамой ходил раз 55. Для Мрдаковича он своего рода гимн советского кино.
Новости культуры