Музей космонавтики открывает выставку, посвященную Владимиру Челомею
Гений под номером – так называли генерального конструктора ракетно-космической техники, дважды Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской и Государственных премий, академика Владимира Челомея. Ученый, всю жизнь посвятивший военно-космической отрасли, государственные награды получал, согласно закрытым указам – настолько секретной была его работа. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Владимира Челомея. К памятной дате на Аллее Героев Космоса был заложен камень будущего памятника ученому. Рассказывают «Новости культуры».
У тех, кто пришел на торжественную закладку камня-основания памятника академику Владимиру Челомею, а это в основном космонавты и сотрудники военно-космической отрасли, не было никаких сомнений в том, что этот ученый достоин памятника на аллее героев космоса. Но для простых обывателей это не вполне очевидно. Ведь Челомей был одним из самых засекреченных советских ученых. И поэтому даже сегодня не многие знают о том, над чем он работал.
«И системы РВСН, и ракеты флота, и надводного, и космические аппараты, первый маневрирующий спутник – его, система воздушно-космической обороны – это его. “Алмаз” – корабль, самое тяжелое, что мы поднимали в космос, это его», – рассказывает автор книги о В. Н. Челомее Николай Бодрихин
Памятник Владимиру Челомею на этом месте будет открыт только через год, а пока в музее космонавтики открывается выставка, которая рассказывает и показывает то, что еще относительно недавно скрывалось под грифом секретно. Челомея называют творцом ядерного щита СССР. Некоторые его межконтинентальные ракеты до сих пор состоят на вооружении российской армии. В космической отрасли наиболее значимый проект Челомея – ракета-носитель «Протон». С момента начала эксплуатации в 1965 году и до сегодняшнего дня число запусков уже почти приблизилось к четырем сотням. И, конечно, знаменитый «Алмаз», ракетно-космический комплекс военного назначения, в советское время он был известен под именем «Салют-5». Летчики-космонавты Виталий Жолобов и Борис Волынов провели на этой орбитальной станции 49 суток.
«Технические возможности “Алмаза” были замечательные, – отмечает Борис Волынов. – Приведу маленький пример. Космическая станция “Алмаз” весит 20 тонн. Примерно 7 тонн весит транспортный корабль. Кругосветное путешествие вокруг Земного шара проходит за 90 минут. И таких в сутки 16. А в сутки расход топлива, знаете, какой у этой станции? 150 грамм всего, подумайте!»
Это – первый в мире многоразовый возвращаемый аппарат, в котором космонавты могли летать на станцию «Алмаз» и обратно до 10 раз. Планировалось, что разработка Владимира Челомея заменит в военной отрасли корабли «Союз». Были проведены испытания, но до пилотируемых полетов по разным причинам дело не дошло. Многие проекты гениального конструктора остались только на бумаге. Возможно, их время еще не пришло.
К 100-летию со дня рождения Владимира Челомея посвящен документальный фильм «Космический лис». Он выйдет на нашем канале в понедельник, 30 июня в 19.45.
Новости культуры