Отелло стал героем современной пластической драмы
Эра Туминаса для вахтанговцев стала временем экспериментов, а для зрителей – чередой ярких и резонансных премьер. Новое название в афише – «Отелло». Это третий спектакль театра в жанре пластической драмы, и третий опыт работы с труппой хореографа из Литвы Анжелики Холиной. Предыдущие два оказались удачны – «Берег женщин» с песнями Дитрих и «Анна Каренина» на музыку Шнитке. «Каренина», кстати, только что сорвала овации на Международном театральном фестивале в Гаване. Судьба «Отелло» ещё неясна, но актёры постановку уже полюбили – как ни странно, за муки. Рассказывают «Новости культуры».
Две премьеры «Отелло» с разницей в месяц в «Сатириконе» и театре имени Вахтангова, событие в театральной Москве. У Бутусова – современная драма, у Холиной – танцевальная. Григорий Антипенко до сих пор не верит, что его «Отелло» не произнесет ни слова. Шекспировскую историю расскажет языком пластики и тела.
«Весь этот спектакль для меня вызов, – признается Григорий Антипенко. – Я его принял, зрителям судить насколько удалось, мне кажется – удалось».
По театральным меркам – спектакль небольшой, чуть меньше двух часов. На идею работают тридцать человек. Выпускники Щуки, имея мощную подготовку по сценическому движению и пластике, не балетные артисты. Их главный аргумент – слово. Но здесь – только танец.
Для хореографа спектакля Анжелики Холиной чем тяжелее, тем интереснее – она хоть и на чужой территории, но знает, как заставить работать актеров на результат и добиться максимум.
«Главное, актеров вначале обмануть, – говорит Анжелика Холина. – Ему ничего не надо делать: походит, поднимает руки, а потом научить сложному».
Виктор Добронравов сыграть Яго мечтал давно, и вот – мечта сбылась. Роль, в которой нет полутонов. Все на грани. Здесь не просто прыжки и кувырки: роль на разрыв, когда оголены нервы.
«Все болит: суставы, мышцы, душа болит», – признается актер.
Отелло Холиной – не темнокожий мавр, Анжелика ушла от привычных клише – ведь ревность – разрушительное чувство, не имеющее границ и расовой принадлежности.
«Поговорить о ревности и показать, как это чувство человека разрушает изнутри и вокруг него – мне показалось, эта тема универсальна», – отмечает Анжелика Холина.
Ольгу Лерман, после Анны Карениной ролью Дездемоны не испугать. Конечно, помогает школа краснодарского хореографического. Но здесь особая манера – не танца – движения…новый язык, который как иностранный с ходу не дается.
«Спектакль ставили с вдохновением, – рассказывает Ольга Лерман. – Появилось то, с чем работали, шло изнутри».
Современный драматический ищет не только новые ходы, новые жанры. Театру нужны актеры способные не только убедительно произносить монологи – быть синтетическими. «Отелло» Холиной подтверждение этого.
Новости культуры