15 декабря 2006, 15:51 15 декабря 2006, 16:51 15 декабря 2006, 17:51 15 декабря 2006, 18:51 15 декабря 2006, 19:51 15 декабря 2006, 20:51 15 декабря 2006, 21:51 15 декабря 2006, 22:51 15 декабря 2006, 23:51 16 декабря 2006, 00:51 16 декабря 2006, 01:51

"Случайная встреча". Александр Трошин о фильме

  • "Случайная встреча". Александр Трошин о фильме
Игорь Савченко стоит как будто бы в тени безоговорочно признанных корифеев отечественного киноискусства, его лидеров – таких как, Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко, хотя без фильмов Савченко, ярких, темпераментных, «звонких», как говорили потом его ученики (а среди них были Марлен Хуциев, Сергей Параджанов, Александр Алов и Владимир Наумов), без савченковских фильмов уже трудно представить себе наш кинематограф.

Кинокритик Александр Степанович Трошин:

Показом фильма «Случайная встреча» продолжает отмечается 100-летие кинорежиссера Игоря Савченко. Эта фигура стоит как будто бы в тени безоговорочно признанных корифеев отечественного киноискусства, его лидеров – таких как, Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко, хотя без фильмов Савченко, ярких, темпераментных, «звонких», как говорили потом его ученики (а среди них были Марлен Хуциев, Сергей Параджанов, Александр Алов и Владимир Наумов), без савченковских фильмов уже трудно представить себе наш кинематограф. Скажем, без его последнего фильма «Тарас Шевченко» или без романтических и героических лент 30-40-х годов «Дума про казака Голоту», «Всадники» или «Иван Никулин – русский матрос». Ну и, конечно, без «Гармони», первой советской музыкальной комедии. Новаторской по тем временам. Несомненно, проторившей дорогу последовавшим за ней «Веселым ребятам».

Правда, судьба у этих первенцев музыкального киножанра складывалась по-разному. «Веселые ребята» нашли у верховного зрителя, Сталина, защиту от оголтелой критики, а «Гармонь», напротив, вызвала у отца народов и учителя советских кинематографистов немалый гнев. Посмотрев картину однажды, он потом еще долго спрашивал тогдашнего руководителя нашей кинематографии Бориса Шумяцкого: «А такую дрянь как "Гармонь" больше не выпускаете?».

Кстати, это не первый случай в режиссерской биографии Игоря Савченко, когда он, по духу, по творческому складу экспериментатор, пришедший в кино из рабочего театра, «промахивался». Один из первых его киноопытов – агитационную эксцентрическую комедию «Никита Иванович и социализм», поставленную по его же пьесе в 1931 году, еще в Баку (где Савченко был сорежиссером Александра Маковского), расценили чуть ли не как вылазку классового врага, как клевету на коллективизацию. Один из разгромных отзывов заканчивался так: «Что этот фильм должен быть изъят – вполне ясно. Но этого мало. Надо еще вытащить "душевных бедняков", которые картину эту создавали» («душевные бедняки» - это язвительная отсылка к Андрею Платонову).

Как Савченко после этого разноса удержался, непонятно. Но удержался. И сделал «Гармонь». А потом опять должен был «исправляться» - последовала (это уже 1936 год) романтическая комедия «Случайная встреча», где хорошие люди преподают урок зарвавшемуся герою, подлецу, обманувшему замечательную девушку, героиню труда и спорта. Как и «Гармонь» фильм снимался на студии «Межрабпомфильм» (только теперь студия называлась «Рот-фронт» и была уже на грани закрытия). Картина шла трудно, сценарий много раз переделывался. И в итоге, конечно, не отнесешь ее к удачам. Однако какое-то очарование – своей простодушной наивности и, я бы сказал, внутренней музыкальности – она, сегодня практически забытая, несомненно сохраняет.

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация