"Очарование зла". Кинороман Михаила Козакова
С 1 февраля 2010 года в 21:20 на телеканале «Культура» — премьера многосерийного фильма Михаила Козакова «Очарование зла» с участием известных российских актеров Алексея Серебрякова, Наталии Вдовиной, Галины Тюниной, Кирилла Козакова, Анны Каменковой, Карэна Бадалова, Андрея Ильина, Владимира Качана.
Сценарий фильма, написанный Александром Бородянским и Николаем Досталем, посвящен теме, которую режиссер фильма Михаил Козаков считает своей: взаимоотношение части эмиграции 1930-х годов с родной страной, которая к тому времени уже называлась СССР и манила многих страдающих от ностальгии интеллигентов, не понимавших истинного положения дел и веривших в Россию даже в новом ее качестве. Среди них были и муж Марины Цветаевой Сергей Эфрон, который участвовал в Евразийском движении, возглавлял Союз возвращения на Родину; и его друг Константин Радзевич (в сценарии он назван Болевичем), с которым у Марины Цветаевой был роман; и Вера Гучкова, дочь Александра Ивановича Гучкова, председателя третьей Государственной думы, который привозил текст отречения Николаю II. Непростые взаимоотношения этих неординарных людей, их характеры и жизненные пути, которые — у кого-то сознательно, у кого-то мистически случайно, у кого-то вынужденно — стали частью политической истории нашей страны, легли в основу сюжета картины.
Действие фильма происходит в трех странах — Франции, Швейцарии и СССР. Движение сюжета определяют реальные исторические события и факты, отражающие и эмигрантский быт, и реалии сталинской Москвы, и страшные подробности противостояния государственных систем. Но фильм — не политический или шпионский детектив. Это многослойный кинороман — он выдвигает на первый план не историческую проблематику, а человеческие судьбы, трагедии людей, ставших заложниками мира, который раскололся не на карте, а в их сердцах. Козаков снял фильм не об истории страны, а о людях, ставших ее жертвами.
До предела обнажает этот трагизм центральная сюжетная линия, повествующая о любви главных героев Веры Гучковой и Александра Болевича. Они независимо друг от друга становятся агентами ОГПУ и вынуждены жить в мучительной борьбе, в которой побеждают не страстные чувства, а идеология. Но на исходе долгой жизни они, став одинокими стариками, мучаются вопросами, оказавшимися для них важнее любых идей и государственных интересов: «На что мы потратили свою жизнь? Ради чего отказались от любви?».
В преддверии премьеры на телеканале «Культура» рассказывает Михаил Козаков: «Политика для меня вообще вещь очень непривлекательная. Люди, которые начинают этим заниматься, вынуждены идти на те или иные, иногда страшные компромиссы, поступаться очень важными жизненными принципами. И это есть зло, разложение. Очарование зла — это искушение. Кого-то из героев искушает родина, кого-то — деньги, кого-то — идея.
Историческая основа фильма очень важна, но при этом дух для меня был приоритетным. Это не документальное кино, но правдивое по духу. Это фильм-размышление, фильм-ощущение, попытка понять психологию. Это не историческая, а художественная правда. Например, никто до конца не знает, как умер Гучков, отец Веры. Я придумал, как это могло быть — на основании своего ощущения. Или почему Ежов, например, так милостиво обошелся с Гучковой? Только ли потому, что она ему нравилась как женщина? Или он преследовал какие-то иные цели?
Я не пытался достичь жанровой чистоты, я пытался избежать эклектики, чтобы у публики возникло чувство правды и веры в происходящее. Это нельзя назвать детективом, хотя он там есть, нельзя назвать чисто политическим кино, хотя оно таково. Это и любовная история, и ломка характеров, и зарождение, а затем гибель настоящих чувств в отношениях Веры и Болевича. Фильм говорит об очень серьезных вещах, но, надеюсь, в нем есть внятность, к коей я стремился, некая прозрачность изложения. Он снят без излишнего романтизма, но со всеми элементами большого кино, в котором есть и закрученный сюжет, и красивые женщины, и любовь, и роковые страсти, и стихи, и музыка».
Пресс-служба телеканала "Культура"