Спектакль-мистерия "Разговор животных" в Рахманиновском зале Московской консерватории
«От звезды и до воды» - так на Руси называли Святки, 12 дней от Рождества до Крещения, когда на время оживала память о древних языческих обрядах. Гадания и колядки осуждали и отцы церкви, и законы Российской империи, запрещавшие «производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». Под крышей Рахманиновского зала Московской консерватории святочное действо прошло абсолютно легально. Спектакль-мистерию «Разговор животных» создавали совместно ансамбль старинной музыки и танца «Time of dance», солисты ансамбля Дмитрия Покровского и актёры-лаборатории «Театрика». Рассказывают «Новости культуры».
Представить, как русский народ мог праздновать зимнее солнцестояние до Х века. Этого хотела автор и режиссер этого специфического балета. Поворот на прибавление света отмечался всеми народами во все времена. Но Наталию Кайдановскую интересовала именно древнерусская земля и традиции.
«Очень давно и много собиралось материала, – рассказывает Наталия Кайдановская. – И последнее время мы путешествовали по Северу. То, что связано с русским до христианством. Потому что видно, что огромный слой культуры – его как бы нет. Всё начинается с Х века».
Название к этой мистерии подсказало древнее поверье о том, что животные перед Рождеством разговаривают. Так можно узнать свою судьбу, но если подслушать их разговор – тебя съедят. Артисты лаборатории «Театрика» быть съеденными не испугались. Хотя к таким экспериментам эти мастера импровизации театра игрового не привыкли, на участие согласись с охотой и азартом.
«Очень простые движения с точки зрения хореографа профессионального, – отмечает арт-директор лаборатории «Театрика», актриса Карина Пронина. – Но в целом вышло действо, над котором можно подумать, в нем можно увидеть что-то глубинное, русское».
Иконно русская здесь вся основа сюжета. Святочные гадания, ряжения, хороводы. Но танцы ритуальные гармонично дополняют – современные. За музыку к этому действу взялась Ираида Юсупова – один из лидеров отечественного музыкального авангарда. Партитуру создала с помощью сэмплов. Оцифрованного звука – столь популярного сегодня в музыке. Записала голоса солистов ансамбля Дмитрия Покровского. Они воспроизводят слова, а скорее некий набор выразительных, славянских, фонетических структур.
«Я представляла себе такой идеальный образ Руси, обращенный в христианство Андреем Первозванным, – рассказывает Ираида Юсупова. – То есть без византийщины и инквизиторщины. То есть всё такое радостное, светлое, доброе. Не в разрез с верованиями в разных богов».
Главное в этом магическом действе, говорят артисты, найти баланс между серьезностью обрядового танца и шутливостью святок. Имитация смерти и представления предков о том, как материализуется душа, сменяются веселыми игрищами.
«Мой персонаж, он такой разряжающий, что ли, эту серьезность, – поясняет артист балета Антон Николаев. – Юмористический что ли. Хочется его так преподнести. Тем более, что я – мужчина, и играю я козу».
На сцене блеют, кукарекают, ревут и имитируют разные явления природы. «Разговор животных» получился не только шумным и озорным, но содержательным и познавательным. Ведь примерно так жили и верили наши предки.
Новости культуры