"Электра" на сцене Театра Наций
Театр Наций готовится открыть малую сцену – пространство, которое традиционно является зоной эксперимента. В руководстве театра уверяют, что у новой площадки практически безграничные технические возможности. Это сцена-трансформер – по воле режиссера может разворачиваться в любую сторону. Первым ее возможности опробовал молодой постановщик Тимофей Кулябин. Он взялся за «Электру» древнегреческого драматурга Эврипида. Премьера спектакля и открытие новой экспериментальной площадки – сегодня. Рассказывают «Новости культуры».
На полупустой сцене – коробка из стекла и пластика. Такие бывают и на рынке, и на стройке. Вплоть до начала специального показа журналисты гадают: рабочие еще не все убрали – или так выглядят декорации?
«Я изначально сам себе предложил конфликт, и артистам – сыграть Эврипида, не адаптируя, – рассказывает Тимофей Кулябин. – Имеется в виду, не приглашая современного драматурга, который может перевести это на современную речь, а сыграть это тем языком, сыграть это в стихах, но в современном пространстве».
Режиссер ищет ответ на вопрос – возможно ли сегодня переживать трагедию античного масштаба. Технические возможности новой площадки – использует для обострения страстей. Саундтрек – то ли повышает градус эмоций, то ли выполняет функцию древнегреческого хора.
Зритель вовлечен в интеллектуальный интерактив: большой взрыв, бозон Хиггса, цитаты Нобелевских лауреатов о природе божественного. Есть над чем подумать. Но вот трактовка образов – в общем однозначна. Воля Богов не оправдывает убийство. Главный месседж читается даже во внешнем виде Электры.
«Она себя обесчестила, – говорит актриса Юлия Пересильд. – Ну, знаете, даже в русской традиции есть такой обряд, когда обесчещенная девушка обрезает себе косу. Но мы решили это чуть более кардинально. И решили ее обрить».
Действие мифа разворачивается в аэропорту. Для авторов постановки – это место, в котором могут встретиться люди с любой судьбой. В этом универсальном пространстве возможно размышлять о роке, личной воле и последствиях выбора.
«Задача, поставленная по мифу Богами – убить родную мать, – рассказывает актер Олег Сивцов. – И через это убийство матери он умирает – не физически. Он умирает духовно».
Исследование мотиваций героев – в традиции русского психологического театра. Видеоинсталляциии – скорее элемент перфоманса. Сверхзадача – в духе античного искусства – катарсис.
Новости культуры