Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения народного артиста Евгения Весника
Блестящий комедийный актер, импровизатор, собиратель театральных баек, непревзойденный рассказчик. Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Евгения Весника. Острый на язык, он буквально лучился смехом, шуткой, иронией – и на сцене, и в жизни. Но за всем этим стояла трудная судьба сына врага народа, фронтовика. Отвечая как-то на вопрос журналиста о том, как популярный актер стал писателем-философом, Евгений Яковлевич ответил, что философом стал уже в 14 лет, когда в 37-м арестовали родителей. А в последние годы жизни писательство и вовсе стало его второй профессией. Рассказывают «Новости культуры».
Ни снимков, ни записей актёрского дебюта Евгения Весника не существует. Свою первую в жизни роль он сыграл не в театре и не в кино. Пятилетним ребенком возвращался с родителями из поездки в Америку. Заболел. Мама, чтобы подбодрить, сказала – больных на пароход не пускают. Став ненароком режиссёром его первого представления.
«Подошли мы к контролёру на пароходе. Он говорит на английском “А вы что такой скучноватый, сэр?” Я говорю, что не хочется покидать Америку и вдруг говорит, ты запел “Я ковбой, я ковбой…”, это была моя первая роль», – вспоминал Евгений Весник.
Карьера продолжилась только много лет спустя. Отца – директора «Криворожстали» и друга Орджоникидзе арестовали и расстреляли, мать отправили в ссылку. Детский дом, школа, подработки, учёба в Щепкинском… фронт. В 19 лет Весник оказался в центре этой «мешанины из скрежета танков», – так он сам называл войну. Командовал огневым взводом. Был награждён орденами Красной звезды, Отечественной войны, медалями «За отвагу».
«На войне нельзя было быть плохим человеком – это старался сделать своим девизом», – говорил он.
После войны он возвращается в училище имени Щепкина. В дипломном спектакле «Власть тьмы» по пьесе Толстого Евгений Весник играл Никиту – драматическую роль.
«Он был человеком, с одной стороны притягательного обаяния: рассказывает какие-то байки, которые были реально в жизни, которые он сам сочинил, – вспоминает ректор Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина Борис Любимов. – А с другой стороны, ты видишь, что за ним какой-то есть груз жизненный. И вот в его взгляде всегда было и лукавство и ирония. И в персонажах его, даже до цинизма».
Озорство, самоирония и необыкновенная лёгкость… коллеги называли Весника человеком-театром. Он был отменным импровизатором. Как на очередном спектакле поведёт себя его городничий, предугадать было нельзя.
«Что он только ни придумывал! – говорит художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин. – Он меня научил импровизации, и я её полюбил, она легла мне на душу, а раз легла – это его подарок, значит. Так что я благодарю его, и всю жизнь буду благодарить».
Евгений Весник с увлечением придумывал своих героев. Рабурдена из пьесы Эмиля Золя он наделил повадками настоящего пингвина. Подсмотрел в зоопарке.
«Он посмотрел, как он ходит, ему давали конфеты, как он так: “ф-ф-ф”, – вспоминает вдова артиста Нонна Весник. – И вот когда он играл, он тоже там, ему что-то говорят, а он “ф-ф-ф”. Как-то отдельные моменты взял вот от этого. А походку он взял, у него много было походок разных, как ходил композитор Прокофьев, что ли. Как иноходцем. Левую руку и левую ногу, правую руку, правую ногу».
Эту походку учителя математики из «Приключений Электроника» передразнивали чуть ли не все школьники Советского Союза. А его манера говорить напоминала известного писателя Самуила Маршака, с которым артист был знаком.
Свыше ста ролей в кино и театре, несколько режиссёрских работ, его голосом говорят герои многих мультфильмов. О чём Евгений Весник не поведал со сцены и с экрана, он рассказал в своих книгах.
Новости культуры