В финском городе Савонлинна проходит международный оперный фестиваль
В финской Савонлинне в разгаре знаменитый Оперный фестиваль. Вот уже 100 лет он – визитная карточка этого небольшого городка. В стенах старинной крепости Олавинлинна – звучат знаменитые оперы со всего мира, а также спектакли, созданные специально для фестиваля. Из России в этом году – две постановки Михайловского театра – «Евгений Онегин» и «Бал-маскарад». О том, как оперный праздник меняет жизнь маленькой Савонлинны – рассказывают «Новости культуры».
Савонлинский оперный фестиваль – самое известное международное событие в культурной жизни Финляндии. В тот – примерно – месяц, пока он длится, за ним следит вся страна. У жителя Савонлинны Янни Лейнонена, морского волка со стажем, катающего туристов на собственном кораблике 1905 года выпуска, в дни фестиваля работы заметно больше – многочисленные гости, конечно, не могут пропустить озерную прогулку по «финской Венеции», как поэтично называют Савонлинну. Однако вечерами он покидает вахту и спешит в крепость.
«В этом году уже успел посмотреть “Травиату” – вот, до сих пор храню билетик, – говорит Янни Лейнонен. – Кстати, мой сын играет в “Макбете” – сына Банко – помните – один из полководцев у Шекспира. Так-то».
Мари работает волонтером в пресс-службе фестиваля почти 30 лет. Немного позже к ней присоединился и ее муж Ари – директор по персоналу крупнейшей телекомпании Финляндии. Фестивальные обязанности выполняют вместе – по вечерам после работы и половину времени отпуска.
«Когда мы поженились, жена пригласила работать волонтером. В первый раз давали «Аиду», и я так влюбился, что женился сразу на обеих – на жене и на опере», – рассказывает волонтер.
«Дух крепости, музыка красивая, общение с людьми – мы просто обожаем это время», – добавляет его жена.
В XVIII веке русские войска не раз штурмовали Олавинлинну, в то время – один из самых мощных шведских форпостов. В веке ХХ красавица-крепость сдается без боя – всем любителям оперного искусства. На Россию здесь делают особую ставку.
«Мы хотим сделать фестиваль еще более известным в России, – говорит директор Международного оперного фестиваля в Савонлинне Ян Страндхолм. – Мне всегда очень забавно: если сесть на поезд из Хельсинки – доедешь до Савонлинны за 4 часа, даже чуть больше. А от Петербурга до Савонлинны – 3 часа 36 минут. Так что мы действительно близко. Еще одна задача – вывести оперу из категории элитарного искусства. Например, на чемпионате мира по хоккею на льду – в Хельсинки в прошлом году – все спортивные гимны исполняли хористы фестиваля. Мы хотим, чтобы фестиваль был частью разных сфер жизни».
Все эти планы были бы невозможными без существенной моральной и материальной помощи государства и местных властей.
«Для Савонлинны фестиваль имеет огромное значение, – говорит мэр города Янне Лайне. – Его бюджет – 8,5 миллионов евро. Из них 20% – дает государство и город. Примерно 65% – доход от продажи билетов. Остальное – спонсорские деньги. Но прибыль города в разных сферах во время фестиваля составляет 100 миллионов евро. Так что это не только большое культурное событие для нас, но и важный экономический фактор».
В дни фестиваля маленькая Савонлинна меняется до неузнаваемости. В городе появляются невиданные в другое время автомобильные пробки, а из Хельсинки каждый вечер прилетает дополнительный рейс – специально для зрителей. И вот сегодня долгожданная главная премьера смотра – «Макбет» Верди. Билеты на него были проданы еще полгода назад.
Шекспировская история о чрезмерной жажде власти, изощренном злодействе и предательстве, основанной на реальных событиях, в стенах средневековой крепости смотрится невероятно правдоподобно. Исполнители, впервые оказавшиеся в таких обстоятельствах, взволнованы новыми ощущениями.
«Невероятно! Уникальная сцена! Все эти лестницы, эти небольшие лазы в стенах, которые здесь вместо дверей», – восклицает певец из США Стивен Гертнер.
«Крепость идеально подходит для “Макбета”, – считает венгерская певица Чилла Борош. – Она помогает настроится на Шекспира, который был очень точен в деталях. В таком месте дух злодейства гораздо ярче!»
Музыку Верди исполняет живой оркестр фестиваля. Дирижирует знаменитый английский маэстро, по совместительству главный дирижер московской Новой оперы, Ян Латам-Кёниг.
«Больше всего меня потрясло, что все, кто имеет отношение к фестивалю, находятся здесь потому, что безумно любят то, что делают, а вовсе не потому, что у них контракт», – говорит дирижер.
Публика принимает «Макбета» на ура. Знаменитые финские аплодисменты – не только руками, но и ногами – знак высшего удовольствия. Ради которого и старается весь город.
Новости культуры