В финском городке Савонлинна продолжается международный Оперный фестиваль
В финском городе Савонлинна продолжается международный Оперный фестиваль. В честь 200-летия сразу двух великих композиторов - Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера в программу фестиваля включены оперы «Травиата», «Макбет» и «Лоэнгрин». Внимательно и трепетно в Савонлинне относятся не только к высокому искусству. Одновременно с мировыми оперными премьерами здесь можно увидеть и народное творчество. Рассказывают «Новости культуры».
Под открытым небом клуб актеров, вышедших на пенсию, играет отрывки из произведений знаменитого в Финляндии писателя – Йоэла Лехтонена. Лехтонен жил в этих местах каждое лето, описывал быт и особенности характера жителей региона. Главная из которых, оказывается – мечтательность. Его самый известный роман – «Путкинотко» – на русский пока не переводился. Зато кое-что из поэзии Лехтонена прочли и перевели специально для нас.
Актер и режиссер Мартти Луукко читает:
«О, как я хотел бы еще жить,
Я так люблю земное счастье.
Люблю его, как бедняк, мечтающий разбогатеть.
И как богач, который наелся досыта, но все еще хочет есть».
От перипетий непростой крестьянской жизни – к шедеврам мировой музыки. 200-летие со дня рождения Вагнера в Савонлинне отмечают необычной версией «Лоэнгрина». Постановка создана специально для фестиваля.
«Это все немного как сказка, – говорит исполнитель партии Лоэнгрина Брайан Реджистер. – Если бы я выбирал место для этой оперы, я бы тоже выбрал эту крепость».
«Да, в таком замке очень хорошо быть принцессой! – восклицает исполнительница партии Эльзы Кирстен Чемберс. – Все из-за волшебства этого места».
«Здесь, правда, приходится быстро бегать – вверх и вниз, через огромную сцену, чтобы успевать к своим репликам и ариям, – уточняет Брайан Реджистер. – Потребовалось время, чтобы привыкнуть. После Савонлинны мы, похоже, будем в хорошей физической форме».
Полностью сохранив либретто, авторы современной трактовки соединили три исторических периода: средние века, когда возникла легенда о рыцаре-лебеде, эпоху романтизма, когда был написан «Лоэнгрин», и сегодняшний день, когда социальный заказ на спасителя-мессию не менее актуален, чем во времена Вагнера.
«Это особое место, очень не похожее на обычный театр, – говорит дирижер, художественный руководитель фестиваля Яри Хямяляйнен. – И я, наконец, разгадал секрет его потрясающей акустики. Мне кажется, все дело в каменных стенах. В том, что кладка такая неровная. Поэтому звук отражается более глубоко».
Кроме, первоклассного исполнения, публику захватили спецэффекты. Сгорает лебедь-символ – эффектно – всего за несколько секунд. Для следующего спектакля его возрождает из пепла – специальный сотрудник – почти 8 часов – полный рабочий день.
Вдоволь насладившись оперой, гости фестиваля могут дать уху передохнуть и послушать тишину. Неподалеку от Савонлинны – в местечке Пункахарью – для этого есть специальная комната.
Диорама – фото одного из заповедников Финляндии, воспроизводит звуки леса, шум воды, голоса животных и птиц. Сегодня она – часть экспозиции музея леса Лусто. А во время участия в тематической выставке в Германии к ней выстраивалась очередь жаждущих тишины. Сам музей леса входит в десятку крупнейших музеев страны – рассказывает историю края. А когда-то на необыкновенную красоту этих мест финнам указал российский император Александр Первый. В 1803 году он проезжал как раз по этой дороге. Слова самодержца стали импульсом для развития региона. Сегодня российское культурное влияние поддерживает компания «Dance Open». В середине фестиваля она, уже традиционно, проводит в Савонлинне балетный гала, с участием мировых звёзд. Премьер Михайловского театра Леонид Сарафанов танцует в дуэте с Денисом Матвиенко – премьером Мариинки – фрагмент из балета «Кватро» румына Эдварда Клюга.
Признается: впервые оказывается в столь необычных условиях.
«Приключение. Приключение очень интересное. Вызов, – говорит Леонид Сарафанов. – Мне очень нравится все исторические здания, темы. Это моя стихия. Поэтому я себя чувствую здесь очень комфортно. Я прямо вижу, как здесь ходят рыцари – средневековья все это. У меня воображение играет здесь полными красками».
А вот солистам Баварского балета – семейной паре Лусии Лакарра и Марлону Дино уже приходилось выступать на экзотических площадках.
«Я танцевала, например, в Гранаде в Хенералифе, а еще – в пещерах около Нерхи, – рассказывает Лусия Лакарра. – Это всегда было непросто, и ощущения очень острые. Но эта крепость, пожалуй, переплюнула всех – своей аурой, исторической атмосферой».
Гастрольный график очень плотен. Меньше всего шансов полюбоваться Савонлинной – как раз у артистов. Однако многие уже решили: обязательно вернуться сюда – насладиться тишиной и красотой окрестной природы и посетить Олавинлинну – уже как гости.
Новости культуры