Наследие Андрея Рублева подвергнут экспертизе
Наследие Андрея Рублева подвергнут экспертизе. Гениальность величайшего художника Древней Руси не подлежит сомнению, однако весь объем знаний о творчестве иконописца основан на изысканиях искусствоведов-гуманитариев. Научных данных о технике и материалах, которые использовал Рублев, недостаточно, чтобы точно описать сохранившиеся работы мастера. Восполнить дефицит сведений поможет анализ рублевских икон. Средства для масштабного исследования – 600 миллионов рублей – выделяет Министерство культуры. Здесь подчеркивают, что о выявлении подделок "под Рублева", наводнивших арт-рынок в начале прошлого века, речи не идет. Рассказывают "Новости культуры".
Плавные линии его кисти не случайно сравнивают с музыкой. Удивительный рублевский синий в изображении "горниго" мира, иначе – "голубец", невозможно спутать с другим... Рублев – фигура особая, отмечает Валерий Лепахин. Доцент Сегедского университета в Венгрии вот уже много лет изучает икону в русской словесности. Исследовал и образ русского иконописца. О Рублеве много писали и в ХХ веке. К примеру, поэт Николай Клюев.
"У Клюева есть такая строчка: "Я хочу песнословить рублевские вапы". Вапы – это краски, древнерусское слово. А песнословить – это попытаться достичь в поэзии того, чего достиг Рублев. Того, что изобразил кистью", – говорит искусствовед, член Союза писателей России, доцент Сегедского университета Валерий Лепахин.
Выявить "эталонные" произведения великого инока – такую задачу поставило Министерство культуры. Инициатива принадлежит ГосНИИР в рамках программы "Культура России". В планах – исследование восьми десятков работ, приписываемых Рублеву. Данные позволят отличить его творения от работ соратников. Технологии – от фото-обработки в цифровом формате до рентгенографии.
На научно-исследовательские работы ведомство готово потратить свыше полумиллиона рублей. В планах Министерства культуры провести визуальное исследование проб, термический, микрохимический, капельный и спектральный анализ пигментов. Цель – установить художественный почерк Андрея Рублева, его индивидуальные приемы и красочную палитру
Авторство фресковых росписей в Успенском кафедральном соборе подвергнуть сомнению невозможно. То, что это Рублев, установлено доподлинно, подчеркивает гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова. О том, что своды Успенского собора расписывал великий мастер, свидетельствует запись в Троицкой летописи от 1408 года. Экспертизу Светлана Мельникова поддерживает. В музей, к примеру, уже поступило обращение об исследовании образа "Богоматерь Умиление".
"Любой хранитель, любой директор музея будет очень осторожно относиться к любому исследованию иконы. И на научно-методическом совете мы приняли решение провести это исследование, но только техническим, бесконтактным способом. И, конечно же, на месте", – подчеркивает генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова.
Эксперты говорят: разделить "руку" Рублёва и его соратников будет сложно.Тем более, сам великий мастер произведения не подписывал.
"Такие огромные площади росписи, как в Успенском соборе или в Благовещенском соборе Московского Кремля – последняя работа Рублева, ведь они наверняка создавались артелью. И какие части кем писались – предмет особого исследования", – продолжает Светлана Мельникова.
На сохранность уникальной живописи влияет огромное количество факторов. Время, копоть от свечей и лампад, большой поток прихожан. О реставрации фресок Рублева речь вести пока рано, подчеркивает Светлана Мельникова. Но больной вопрос практически решен: в соборе в конце года все-таки будет смонтирована качественная система вентиляции. Что касается глобальной инициативы, не ко всем произведениям ученых готовы подпустить. Яркий пример – "Троица Ветхозаветная". Именно об этой иконе отец Павел Флоренский однажды сказал: "Если есть Троица Рублева, значит есть Бог".
Новости культуры