23 июля 2013, 09:36 23 июля 2013, 10:36 23 июля 2013, 11:36 23 июля 2013, 12:36 23 июля 2013, 13:36 23 июля 2013, 14:36 23 июля 2013, 15:36 23 июля 2013, 16:36 23 июля 2013, 17:36 23 июля 2013, 18:36 23 июля 2013, 19:36

В Москве открылась выставка советского фотожурналиста Елеазара Лангмана

Сведения о жизни фотографа Елеазара Лангмана до последнего времени были весьма немногочисленны. Известно, что только в зрелом возрасте взял в руки камеру, став одной из самых ярких фигур советской фотографии 30-х годов. В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка работ незаслуженно забытого мастера фотографии.

Сведения о жизни фотографа Елеазара Лангмана до последнего времени были весьма немногочисленны. Известно, что родился он в Одессе, учился в консерватории по классу скрипки, освоил множество профессий. И только в зрелом возрасте взял в руки камеру, став одной из самых ярких фигур советской фотографии 30-х годов. В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка работ незаслуженно забытого мастера фотографии. Рассказывают «Новости культуры».

Классик, которого мы потеряли. Елеазар Лангман – ближайший сподвижник Александра Родченко. Его имя гремело с конца 20-х до середины 30-х. Среди фотомодернистов, чьи принципы – неожиданная точка съемки, крупный ракурс, диагональная композиция – Лангман был самым радикальным.

«Он блистательно знал технику, чудесно знал архитектуру, и у него было художественное видение, – говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. – Поэтому, когда он берет эту эстетику, он действительно преображает действительность по-своему. В чем-то более авангардно».

Елеазар Лангман заострял авангардный язык. С помощью несовершенных аппаратов 20-х годов он достигал невероятного эффекта. Работал в обратной оптике – широкоугольником снимал портреты. В профессиональной среде про него ходили легенды.

«Дело в том, что Елеазар Лангман установил, придумал, что если вывинтить стопарный винт на камере “Лейка”, можно снимать портреты со свехкрупного, сверхблизкого расстояния, – поясняет куратор выставки Александр Лаврентьев. – Правда, для этого приходилось пользоваться портновским метром. Он мог подойти к человеку, подойти до расстояния 50 сантиметров и снять предельно крупный план так, что даже лицо не умещалось в кадр».

С 1932 года на фотомодерн обрушился вал критики – ругали за кривизну. Лангман, у которого она была предельной, метафоричной, попал под удар. Бездомный, безработный, он умер в 45, его имущество осталось бесхозным. Кураторы выставки 16 лет собирали архив Лангмана – по кадру, по негативу. Некоторые работы нашлись на барахолке.

Экспозиция не просто переоткрывает одно из ключевых имен русского фотоавангарда. Кураторы надеются, выставка поможет пополнить архив. Подтолкнет посетителей посмотреть в чуланах и на чердаках. Работы Елеазара Лангмана могут найтись где угодно.

Кроме самих фотографий собран большой биографический и теоретический материал. Планируется даже издать книгу. Кажется, в истории русского авангарда стало одним белым пятном меньше.

Новости культуры
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация