30 мая 2014, 09:49 30 мая 2014, 10:49 30 мая 2014, 11:49 30 мая 2014, 12:49 30 мая 2014, 13:49 30 мая 2014, 14:49 30 мая 2014, 15:49 30 мая 2014, 16:49 30 мая 2014, 17:49 30 мая 2014, 18:49 30 мая 2014, 19:49

Этюды и эскизы к знаменитым полотнам русских художников на выставке в Третьяковской галерее

  • Этюды и эскизы к знаменитым полотнам русских художников на выставке в Третьяковской галерее
  • Картинка
    Этюды и эскизы к знаменитым полотнам русских художников на выставке в Третьяковской галерее
  • Этюды и эскизы к знаменитым полотнам русских художников на выставке в Третьяковской галерее
Эскиз, этюд, картина. Простая с виду последовательность. О том, как рождались шедевры, Сурикова, Репина, Иванова, показывает выставка из фондов графики Третьяковской галереи.

Государственная Третьяковская галерея демонстрирует путь, который художник проходит от замысла картины до готового полотна. Для этой демонстрации извлечены из запасников две сотни этюдов и эскизов к знаменитым полотнам русских художников. Среди них «Последний день Помпеи» Брюллова, «Демон поверженный» Врубеля, «Похищение Европы» Серова. Но в центре – «Боярыня Морозова» Сурикова и «Явление Христа народу» Иванова. Внимательный зритель, конечно, увидит мучительные поиски, изнуряющую душу и тело работу, результат которой всему миру известен. Рассказывают «Новости культуры».

«Боярыню Морозову» Василий Суриков, можно сказать, выстрадал. Часами сидел на морозе, делая натурные зарисовки, и заставлял мерзнуть натурщиков. Картину он писал около 10 лет. Но об этих титанических жертвах во имя искусства экскурсанты никогда не узнают – даже у знаковых полотен в Третьяковской галерее группы не задерживаются больше, чем на 2-3 минуты. Устранить эту несправедливость и призвана новая выставка. Из запасников извлекли эскизы и этюды к знаменитым шедеврам – как раз для того, чтобы можно было лучше понять, как возникает и трансформируется тот или иной замысел. Например, импульсом к созданию той же «Боярыни Морозовой» стала увиденная однажды Суриковым раненная ворона.

«Он как настоящий художник-колорист в свое время увидел красоту сочетания цветов: вороное черно-синее крыло на белом снегу, который искрится, – рассказывает сотрудник Государственной Третьяковской галереи Мария Кривенко. – Ему захотелось повторить этот эффект. Черное пятно вот этой боярыни Морозовой контрастирует со снегом».

Сегодня мало кто из зрителей задумывается о цене, которую платит художник, создавая произведение искусства. Суриков однажды сказал: если бы нужно было писать ад, он бы пошел в ад и работал там, в огне.

А современник Сурикова – Илья Репин, работая над «Бурлаками на Волге», специально ездил в Поволжье, делал бесчисленное количество карандашных рисунков, погружался в быт бурлаков, разве что сам лямку не тянул.

«Иногда процесс работы над картиной мог растянуться на десятилетия, – говорит куратор выставки Ирина Шуманова. – И эпиграфом нашей выставки является зал Александра Иванова, самый длительный путь к картине. И сам этот путь как процесс творчества стал фактом истории искусств не меньшим, чем сама картина».

Картину «Явление Христа народу» Александр Иванов писал на протяжении 20 лет. Но это не произвело впечатление на современников – полотно приняли прохладно. По-настоящему, Иванов был оценён только после своей смерти. Сегодня его гигантский холст – единственный в Третьяковской галерее, который выставляется вместе со всеми эскизами и набросками. Всего их около 400. А ведь этой встречи со зрителями могло и вовсе не быть. Любой экскурсовод расскажет, что картина создавалась в Италии. И что когда ее везли по морю в Россию, корабль попал в шторм, в котором, и картина, и сам Иванов уцелели чудом.

Новости культуры
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация