В Третьяковской галерее завершается самый масштабный выставочный проект сезона
В последние годы выставки-монографии в Третьяковской галерее стали непременным условием художественной жизни столицы. Посвящение Левитану – в 2011-м, Коровину – в 12-м, теперь – Нестеров. Экспозиция, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера – более 300 вещей из музейных и частных собраний – закрывается в это воскресенье. За время работы выставки залы Третьяковки на Крымском валу посетили более 120 тысяч человек. Рассказывают «Новости культуры».
В последние дни работы выставки Михаила Нестерова – посетителей здесь очень много. Говорят, в «четверги допоздна» народу бывало и в два раза больше. А в целом эти картины посмотрели более ста тысяч человек.
О неподдельном интересе зрителей говорят не только цифры, но и их отзывы, которые записывали в специальную книгу. Она исписана почти целиком.
«Конечно, там нет таких глубоких таких анализов того, что они увидели на выставке, – отмечает куратор выставки Галина Чурак. – Но это искренний порыв души, искреннее желание сказать “спасибо” устроителям выставки и самому художнику, и его картинам. И это очень отрадно, когда приходится читать такие отзывы».
Михаил Нестеров считал, что «искусство сродни молитве, и оно призвано оберегать душу». Вот, что пишут зрители сегодня о его работах: «впечатление умиротворения и полета радости», «веришь в Россию и хочется молиться», «наконец-то выставка духовности!». Многие приходят по нескольку раз, возвращаются к любимым картинам – «Пустынник», «На Руси», «Юность Преподобного Сергия». Оценили посетители и разнообразие работ. Охвачены все темы и периоды творчества Нестерова. К такому проекту Третьяковка готовилась два года. В основе – ее коллекция и Русского музея, но картины везли ещё из 23 городов. Ближайших – Ярославля, Твери, и – дальних.
«Из Киевского музея к нам приехала картина “На горах”, из Астрхани – картина “За Волгой”, – рассказывает Галина Чурак. – Это картины, которые входят в такой цикл “Роман в красках”. Картины, посвященные судьбе женщины. Её любви, её надеждам, страданиям».
Оказалось, Нестеров «неизвестный» притягивает не меньше хрестоматийного. Зрители впервые увидели такое количество эскизов к росписям храмов. До сих пор не выставлялась и картина «Голгофа» 1900 года. Её достали из запасников и отреставрировали.
Посетители делятся впечатлениями:
«Я удивлен! Шел сюда смотреть русское искусство 20 века. Думал о Кандинском и Малевиче. Заглянул на эту выставку. Никогда не думал, что искусство прошлого века было и таким. Такие пейзажи, ландшафт!»
«Это такая редкость! Из многих музеев собрали произведения его. И ребенку тоже понравилось. Мне очень понравился задний зал с дощатым убранством – это просто шедевр!»
«Разве что к этому оформлению зала с церковными росписями, где даже пахнет, как в деревянном храме – отношение неоднозначное. Но организаторы уверены, такой дизайн, как и вся выставка, оправдал себя полностью, работал на идею».
«Показать тему строительных лесов с одной стороны, а с другой – пути восхождения от земли к иным сферам», – поясняет заместитель генерального директора по науке Государственной Третьяковской галереи Татьяна Карпова.
«В поисках своей России» – название проекта. Дано, скорее, в помощь зрителям. Ведь выставка показала: свою Россию Нестеров, похоже, отыскал, создав о ней свой поэтический миф. О православной стране с её святыми чудесами, старцами и странниками, которые, как и сам художник, искали Бога во всем сущем. И чтобы убедится в этом – есть ещё два дня – до закрытия выставки.
Новости культуры