"Подвиг горящих глаз" (газета "Культура")
Телеканал «Культура» подводит итоги учебного года «Уроком для взрослых»
С 28 по 31 мая в 22.55 в рамках проекта «Урок для взрослых» состоится премьера четырехсерийного документального фильма «Ищу учителя».
Об отечественных авторских школах и методиках обучения в эфире канала «Культура» расскажут заслуженный учитель России Сергей Казарновский, директор школы в Свято-Алексиевской пустыни отец Петр (Василенко), руководитель лицея «Текос» Михаил Щетинин, президент Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили, заслуженный учитель России Евгений Бунимович и другие. Подробнее о фильме — режиссер Ирина ВАСИЛЬЕВА.
Васильева: Мы ставили перед собой духоподъемную задачу: решили хоть немного разогнать атмосферу депрессивной мглы, которая накрыла бюджетные сферы. Мы хотели напомнить, что у нас существует блистательная педагогическая традиция, есть множество ноу-хау, которые взяты на вооружение в процветающих странах. Наши педагогические прорывы успешно применяются в Финляндии, в Китае, где угодно. А нам морочат голову безвыходностью и отсутствием альтернатив. Наш фильм — попытка доказать, что выход есть. Это авторские школы, существующие не один десяток лет, со своими наработками. Серьезные заведения, а не пузыри-однодневки.
культура: Но ведь количество авторских школ, какими бы прекрасными они ни были, ограниченно. На всех российских школьников их точно не хватит.
Васильева: Слава богу, что на знаменах нашего образования написано волшебное слово «вариативность», дающее право на существование очень маленькой группы экспериментальных школ, основанных еще в 60-е годы Шаталовым, Щетининым, Амонашвили. Сейчас там учатся дети и внуки первых выпускников. Любовь, лежащая в основе педагогики, — главное качество таких школ. В нашем фильме как раз пойдет речь о том, что важнейшее из искусств — это искусство создания человека. Педагог должен быть художником. Таких, увы, мало. Задача нашего цикла — показать учителей, у которых есть этот потенциал, и вдохновить тех, у кого есть желание творить. Сейчас не худшие времена. Можно ходить на семинары к выдающимся педагогам, участвовать в марафоне памяти Симона Соловейчика, который ведет его сын. Если учителя хотят набрать воздуха в легкие, они приезжают, участвуют, заряжаются идеями.
культура: Неужели все упирается исключительно в желание самих педагогов?
Васильева: Герои нашего цикла Шалва Амонашвили и Евгений Ямбург говорили, что сейчас слишком много учителей с потухшими глазами. А это самое страшное. Но если в потухшей толпе есть хоть один небезразличный человек, все не так страшно. Если Бог пошлет такого человека в школу, ему будет нелегко, но вокруг него обязательно сложится атмосфера любви. Конечно, надо быть реалистами, понимать, что в обычных общеобразовательных школах никогда не будет уникального педагогического состава, но если кто-то один отважится на подвиг горящих глаз — этого достаточно.
культура: Кроме этой проблемы, в российских школах хватает и других...
Васильева: Наш цикл состоит из четырех серий, в каждой из них мы пытаемся найти решение одной из глобальных трудностей: нежелание детей учиться, сокращение программ, введение ЕГЭ. Но решение схоже: если ребенку интересно учиться, он сутками будет поглощать знания. Мы говорим не о вундеркиндах, а о самых обычных детях. Шалве Амонашвили удалось превратить коррекционную школу в общеобразовательную. Когда он возглавил коллектив и изложил принципы, по которым будет работать, большая часть педагогов уволилась, не смогла свыкнуться с его методами. Амонашвили позвал коллег, за два года они добились фантастических результатов с детьми, которым ставили диагноз «умственная отсталость».
Еще один герой фильма — иеромонах Петр (Василенко), настоятель Свято-Алексиевской пустыни, считает, что есть дети с врожденными пороками, но не физическими, а нравственными. Он собеседует со всеми желающими попасть к нему в учебное заведение и порой кому-то отказывает. При этом у него в пустыни живут и дети алкоголиков, и дети олигархов. Они учат там латынь, греческий, получают классическое образование высочайшего уровня.
культура: Значит, все задачи имеют решение?
Васильева: Самая серьезная проблема в том, что раньше у любой школы было две функции — образовательная и воспитательная, а сейчас осталась только первая. И отец Петр (Василенко), и Казарновский выращивают у себя в учебных заведениях благородных людей. Нравственное воспитание тоже должно исходить от школы. Дать его — куда важнее, чем натаскать ребенка на прохождение теста ЕГЭ.
Культура, 25.05.2012