Политехнический музей готовится к большому переезду и реконструкции.
Материя, энергия, информация – триада, которая лежит в основе будущего, обновлённого Политехнического музея. Через каких-то пять лет хранилище превратится в музей-сад. Это предусматривает проект японского архитектора Джуньи Ишигами. Он, напомним, победил в конкурсе на реконструкцию музея. А пока что хранители прощаются со старым зданием и упаковывают последние экспонаты. Рассказывают «Новости культуры».
Максим Новиков, любитель раритетных велосипедов показывает, как правильно управляться с велосипедом-пауком. В Англии его называют пенни-фартинг – по аналогии с диаметрами самой большой и самой маленькой из английских монет. Увидеть такой сегодня можно только в Политехническом. Либо – на временной выставке «Изобретая велосипед», которую оставшийся на время без здания музей организовал в одном из павильонов ВВЦ. Уникальная коллекция – экспонаты за более чем полтора века. Французские, российские, участники спортивных состязаний, герои военных действий, велосипеды- циркачи и те, что задавали тон романтическим прогулкам – вот на этом, вероятно, катался сам император Николай Второй.
«Самое сложное – это пересилить страх, потому что высоко и падать больно», – говорит коллекционер Максим Новиков.
Примерно то же можно сказать сегодня и о самом Политехе. Приступая к столь масштабному проекту нужно было пересилить страх, и конечно же, – изобрести велосипед: опыта по полному переезду целого музея с вековой коллекцией в России еще не было.
«Главное открытие состояло в том, что оказалось не все так страшно, – рассказывает генеральный директор Политехнического музея Юлия Шахновская. – Потому что готовились мы к совершеннейшему ужасу, а в результате оказалось, что если хорошо подготовиться, и действительно люди нацелены на результат и как-то воодушевлены работой, то, в общем, всем не так сложно. Даже с самыми сложными непонятными экспонатами в результате нам удалось разобраться».
Юлия Шахновская, назначенная на должность директора всего пару месяцев назад, теперь – флагман процесса. Рассказывает: в ходе переезда обнаружились неучтенные части коллекции – в основном, дарения, и даже нашли тайник, сделанный еще в 30-х годах. Ценность найденного еще предстоит выяснить. Зато уже решено: интерьер Политехнического, многократно менявшийся в советские годы в силу технической музейной необходимости, будет полностью восстановлен.
«За этими фальшпотолками, а это фальшпотолки, скрыты своды Марнье – главный архитектурный элемент, который мы сохраняем в этом здании, – поясняет Юлия Шахновская. – И вот эта центральная часть – с лестницами, с колоннами, со светильниками уникальными – это все охранная зона, которую мы целиком и полностью восстанавливаем, в том числе цветовую гамму, которая была совершенно иной, не такой как сейчас».
Сейчас в Политехе живут буквально на чемоданах. 90% экспонатов уже упакованы, часть вывезены. Остальные нужно успеть вывести до холодов. Большая часть уедет в хранилище АЗЛК, часть – прямиком в руки реставраторов, что-то отравится на ВВЦ – на выставки. Работы в здании начнутся сразу же, как отбудет последний экспонат. Впрочем, коснутся они не только интерьера. Всерьез изменятся внутренние дворики Политеха – исчезнут мелкие достройки советского времени, кондиционеры, лестницы, трубы, а сами дворы будет накрыты стеклянной крышей.
«А вот там, где вы видите – эта зеленая крыша – крыша большой аудитории, – показывает Юлия Шахновская. – И вот эта не знаю как сказать – нашлепка – это из такого же материла – это бывший световой фонарь, то есть это стеклянный купол. Который был в оригинальном проекте архитектурном. Его мы тоже восстанавливаем. Аудитория будет освещаться естественным светом».
Легендарная аудитория Политеха, место общения московской интеллигенции, слышала стихи Маяковского, Есенина, Блока, Бальмонта, Чуковского, Пастернака, Бунина, Цветаевой, Ахматовой, позже – Вознесенского, Ахмадулиной, Евтушенко. Здесь выступали Репин, Кончаловский, Мейерхольд, Таиров. Читали лекции Мечников, Тимирязев, Вернадский. Здесь зарождались новые идеи, шли жаркие диспуты. Островок свободы в самом центре Москвы. От будущего Политеха ждут еще большего.
«Здесь могли бы проводиться научные исследования, – считает кандидат физико-математических наук, преподаватель Лектория Политехнического музея Михаил Бурцев. – Потому что часто во многих музеях такие исследования проводятся за рубежом, и это было бы очень интересно. Само положение Политеха в общественном пространстве позволяло бы очень быстро транслировать полученные результаты в информационное пространство».
Эдуард Бояков, придумавший проект «Политеатр» на базе Политехнического, тоже смотрит в будущее с оптимизмом.
«Фишкой, как сейчас говорят, может стать для музея встреча старого и нового, – говорит Эдуард Бояков. – Он несет в себе архаичность какую-то. На уровне картинки – очень важно если мы не потеряем эту архаику и насытим технологией современной, будет очень здорово».
А пока Политех ни на день не прекращает работать. Только что в Культурном центре ЗИЛа прошла экспериментальная научная лаборатория. Здесь же открылась интерактивная выставка из Ирландии – «Игры: взгляд в будущее». И это – только начало жизни вне здания.
«Таких проектов будет много, – рассказывает Юлия Шахновская. – Сейчас будем запускать новый интернет портал в декабре, и скорее всего там появится такая карта интерактивная в Москве, где присутствует Политех на каких площадках. Потому что мы даже посчитали, что иногда в активное время – осенью, зимой – мы присутствуем до 30 площадок в Москве».
Закрытие музея на реконструкцию – кажется, провоцирует руководство на новые идеи и проекты на гостевых площадках. Так что поклонники Политеха вряд ли заскучают за то время, что его здание, и он сам будут превращаться, в соответствии с замыслом, в современный музей мирового уровня.
Новости культуры