В институте реставрации проходит выставка "Узы Яузы"
Это творческое объединение за свою полувековую историю сменило немало адресов, но названия не меняло ни разу. Почти 50 лет назад художник Виктор Белов и писатель Юрий Коваль, которые делили одну мастерскую на двоих в съемной квартире на Яузе, придумали забавное словосочетание – «Узы Яузы». В крепости этих уз можно убедиться на выставке, которая проходит в институте реставрации. Рассказывают «Новости культуры».
Это тот редкий случай, когда трафаретная фраза о том, что этого дня они ждали всю жизнь, не звучит фальшиво. Участники этой выставки действительно сегодня воочию увидели исполнение своей давней мечты. Этой выставки они ждали с начала 70-х. Тогда открыть ее для художников-неформалов было абсолютно невозможно по идеологическим причинам. Хотя в творчестве участников художественного объединения «Узы Яузы» не было ничего антисоветского. Художники, писатели, реставраторы, ученые, которые группировались вокруг мастерской Виктора Белова, были объединены одной единственной целью – сохранения русской национальной культуры.
«Она в итоге собиралась всю жизнь, эта выставка, – рассказывает художник-реставратор Виктор Белов. – Часть вещей я бы так сказал, ну не украдены, а подарены, путем вымогательства дружеского, а иначе бы люди просто повыкидывали бы все».
В мастерскую на Яузе приходили самые яркие представители творческой интеллигенции тех лет: Арсений Тарковский, Юрий Визбор, Белла Ахмадуллина, Петр Фоменко, Савва Ямщиков. Приемным днем была пятница – можно было не ждать специального приглашения, но пускали в закрытый клуб яузцев только своих. Тех, кто также как они любили старину, экспедиции по заброшенным северным деревням. Именно в одной из таких экспедиций Виктор Белов нашел икону XVII века «Вход Господень в Иерусалим».
«Проходя мимо полуразрушенного храма деревенского, он увидел, как мальчишки играли в храме в футбол, и одна из штанг ворот была сложена из икон, это была стопка икон, – рассказывает зав. отделом пропаганды ГОСНИИР Нина Зайцева. – Шел дождь, была лужа, и он увидел там кусочек поразительной живописи».
Позднее реставратор Виктор Белов и сам стал иконописцем. В конце 70-х по заданию института реставрации он 3 года копировал иконы из Кирилло-Белозерского монастыря. Выставка его копий состоялась во время Олимпиады 80-го года в музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Именно дух открытий и уникальных находок тех лет и попытались воссоздать на нынешней экспозиции.
Новости культуры