Ретроспектива Василия Шухаева открылась в Музее современного искусства
В Московском музее современного искусства открылась масштабная ретроспектива мастера рисунка и живописи Василия Шухаева. Долгая, сложная и яркая жизнь художника в полной мере отражает все драматические перипетии русской художественной интеллигенции XX столетия. Эта выставка — первая часть большого исследовательского проекта Музея современного искусства. Второй частью станет научная конференция, посвященная жизни и творчеству художника. Рассказывают «Новости культуры».
Бледная дама в роскошном золотистом платье, ломкие складки которого выписаны особенно тщательно, почти иллюзорно. Картина – пример жанра парадного портрета эпохи Ренессанса. Но принадлежит она кисти совсем другого мастера, другого времени. Василий Шухаев изобразил свою жену – Елену в 1917 году. Академически четкий рисунок, локальность цвета, бесфактурная кладка мазка – всю свою жизнь он стремился возродить технические приемы искусства прошлого. За такую дерзость Шухаева долго критиковали, пока за него не вступился сам Бенуа – непререкаемый авторитет того времени. Ему присвоили звание художника и назвали неоклассиком.
«Становление Шухаева шло в сложнейшее и интереснейшее время, богатое на новые художественные тенденции, в частности, на авангард. Очень сложно было устоять художнику с такими традиционными взглядами», – рассказывает куратор выставки Елена Каменская.
Он расписывал особняки и соборы, оформлял декорации к спектаклям, делал иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова. Все это –в экспозиции. Это первая полноценная ретроспектива Василия Шухаева. «На этой выставке мы не кураторы, а детективы», – делятся впечатлениями организаторы. Сначала работы Шухаева собирали по всему свету – из России, Грузии, Италии, Финляндии, Франции. А затем распутывали клубок. Многие работы художника до атрибуции носили неправильное название. Это групповой портрет офицеров знаменитого IV Мариупольского полка. К нему Василий Шухаев приступил еще в 1916 году. Закончить не успел – последовали две революции и гражданская война. Кураторы не только восстановили имена каждого героя, но и их судьбы.
«Портрет Петрова, который оказался Альшанским. Он всегда считался Петровым, а когда стали заниматься, оказалось, что Петрова в этом полку не было. Тогда стали изучать все надписи на лицевой стороне. Написано: "Пору Альшан". Что это? Непонятно. Я нашла список офицеров, расквартированных в Белостоке в 1913 году, и там их имена. И потом по этому опубликованному списку стала искать еще, оказалось что это был корнет Альшанский, выпускник Николаевского кавалерийского училища в Петрограде, который был ранен в 15-м году разрывной пулей в сердце», – отмечает научный консультант Елена Яковлева.
Особе место на выставке занимает рассекреченный архив ФСБ. В 1937 году Шухаева обвиняют в шпионаже и на 10 лет отправляют на Колыму. В магаданском лагере он остается художником – оформляет декорации в местном театре.
Новости культуры