Выставка "Говорит Москва!" открылась в столице
О чём сегодня говорит Москва? Точнее, её молодые художники? Им предоставил возможность высказаться фонд культуры «Екатерина». На время это академическое пространство превратилось в экспериментальную площадку. Для биографии молодых этот проект - неожиданное обстоятельство. Большинству из них, родившихся в 80-е, привычнее заброшенные дома и заводские цеха. Теперь их голоса зазвучали в стенах настоящих выставочных залов. Рассказывают «Новости культуры».
Авторы – молодые, амбициозные, дерзкие. Делают, что хотят. Прикрепили к доске клипсы от упаковок с булками – получилась работа «Сладкий хлеб». На потолке развесили паутину из ниток длиной 15 километров. Или выставили на обозрение трехлитровую банку со сгоревшими спичками, которые художница собирала шесть лет. В общем, полная бесконтрольность.
«Ирония над какими-то столпами творчества, великим идеалами – есть такая подрывная деятельность, но она не кичливая и кричащая, а тихая, но добивающаяся своего результата», – говорит художник Роман Путятин.
Кураторская концепция этого проекта – размыта. 45 участников выставки объединены только одним – возрастом. Они родились и росли в эпоху стремительных перемен: перестройки, распада Советского Союза. Эта выставка – ностальгия по их детству.
Этот звук поначалу кажется какой-то помехой. На самом деле – это музыка заката – своеобразная метафора заката гигантской империи. Художник Сергей Касич создал специальный инструмент и установил его на заброшенном аэродроме, рядом с радиолокационной станцией «Днепр», которая в советское время была одним из основных элементов противоракетной защиты.
«Алгоритм такой – анализируется движение солнечного круга и отблесков от морских волн, и компьютерное хранение анализирует это, превращает все это в звук», – поясняет художник Сергей Касич.
Воспоминания о прошлом соседствуют с переживаниями по поводу сегодняшнего дня. Мир суетен, агрессивен, а люди – «в банке» – под гнетом собственных предрассудков, страхов, тревог. А в этом аквариуме живет яркая индивидуальность – рыба-меченосец. По соседству – личинки комаров. По сути, это корм для рыбы, но их здесь так много, что они поглощают весь кислород. Кто в итоге победит – серая масса или личность?
«Это о реалиях любого мегаполиса, в частности, Москвы, – говорит художник Илья Федотов-Федоров – Когда человек борется с серостью, обыденностью, большим количеством конкурентов».
В одном потоке инсталляций, картин, скульптур слились электронная музыка, визуальная поэзия, хитрые шифры. Язык молодых – словно ребус: картины, написанные программным кодом, аванграфика, кинетический, пиксель, фьюжн-арт. Какофония современного искусства под крышей академического зала.
Новости культуры