Ромео Кастелуччи привез в Москву спектакль-скандал "Юлий Цезарь. Фрагменты"
В Москве открылся VII Международный театральный фестиваль моноспектаклей «SOLO». Традиционно в нём принимают участие спектакли лучших режиссёров мира. Основная площадка фестиваля – Театральный центр «На Страстном». Но для первого гостя было сделано исключение. Свою постановку итальянский режиссёр Ромео Кастеллучи показал в столице в подземном бункере. Но прежде опробовал спектакль на фестивале «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге. Рассказывают «Новости культуры».
Свой спектакль-скандал – как уже прозвали постановку Ромео Кастеллучи – в Москве итальянец показывает на глубине 16 метров под землей. В новой галерее современного искусства «Коллектор». Первое, что чувствует здесь зритель – холод и сырость. Первое, что видит – бетонные стены и индустриальные колонны. Всё это идеально настраивает на эксперимент, который ждет впереди.
На основе древнегреческой риторики и текстов шекспировского «Юлия Цезаря» итальянец-провокатор решил поведать о зарождении звуков. Поведать не просто наглядно, – натуралистично! Марка Антония, например, играет у него актер, перенёсший операцию по удалению гортани. Его надгробная речь – клокотания – буквально выплескиваются из открытой раны.
«Здесь предельно важна взаимосвязь между телом и словом. Марк Антоний – победитель. У могилы Цезаря он возопит о его ранах. Поэтому у самого отверстие в горле! Актер у меня – тоже человек, который победил. Он пытается говорить, несмотря на отсутствие голосовых связок. Этот спектакль о власти слова и о красоте человеческого голоса. И о том, какие формы он может приобретать», – говорит Ромео Кастеллучи.
Ещё парадоксальней Ромео Кастеллучи решил поиграть с термином Станиславского «работа актера над собой». Тот, кто играет якобы «отца-основателя театра» и у кого, голосовые связки есть, выставляет их на всеобщее обозрение, погружая в себя эндоскоп. Так это смотрелось в Санкт-Петербурге.
«Да, это неприятно. Через носовую полость я ввожу видеоэндоскоп до голосовой щели. Его перемещения проецируются на экран. Зато зритель становится свидетелем процесса порождения звуков «наоборот» – дыхание и слова проходят вверх по трубке. А мне это помогает понять природу человеческого голоса и человека вообще», – рассказывает итальянский актер Тони Симоне.
Ромео Кастеллучи – наследник «театра жестокости» Антонена Арто. Умер знаменитый теоретик театра, кстати, в психиатрической лечебнице. Этот спектакль его последователя лицам с неустойчивой психикой не рекомендован. Но даже самые искушенные критики и любители авангарда в отзывах о нём пишут о непреодолимом физическом отвращении.
Новости культуры