Рижский русский театр показал в Омске лучшие спектакли своего репертуара
Впервые спустя почти три десятилетия в Омске выступил Рижский русский театр имени Михаила Чехова. В город на Иртыше труппа привезла классику, два знаковых спектакля - «Не все коту Масленица» Островского и «Индраны» по пьесе Рудольфа Блауманиса. В завершении омских гастролей и в честь недавнего 130-летия театра рижане дали ещё один – импровизированный – спектакль. Рассказывают «Новости культуры».
Кедровые шишки нынешнего урожая из самого сердца сибирской тайги – от благодарных зрителей. Старинные латышские песни – от всего сердца актеров самого старого русского театра за пределами России. Так в Омске завершились гастроли Рижского русского театра имени Чехова.
«Мы никогда не прерывали связи с нашей театральной Родиной, – говорит директор Рижского русского театра имени М. Чехова Эдуард Цеховал. – Мы всегда все эти годы все равно ездили. Мы давно работали над этим проектом. Это даже не столько гастрольная история, сколько культурологическая. Потому что Омск и Красноярск – это места, где самые большие латышские диаспоры».
Среди жителей села Бобровка, что за три сотни километров от Омска, оказались потомки тех, кто чуть более века назад стали свидетелями исторического события и достали заветный билет на спектакль «Индраны». Тогда в здании, специально построенном в Риге для театра русскими купцами, впервые русские актеры сыграли пьесу Рудольфа Блауманиса – жемчужину латышской классики. Газеты пестрели восторженными откликами. Спектакль давали десять раз.
«Это – вечная идея о том, как меняются поколения, – отмечает режиссер Элмар Сеньков. – Они будут меняться всегда. Это рассказ о том, что нам делать старым, когда приходят новые, рассказ о доме»
Действие пьесы разворачивается на хуторе Индраны. Судьба семейного имения – в руках представителей двух поколений. Спустя век конфликт отцов и детей Элмар Сеньков усиливает отсутствием примет времени. Ответов не дает. Но в центре сцены, точно музейная витрина, – стеклянный куб со стоящей рядом табличкой на латышском языке: «Индраны. Отец и мать». За стекло режиссер бережно помещает забытого детьми старика и его ослепшую жену. Родители, как музейная ценность. За прочтение этой пьесы постановка Элмара Сенькова была удостоена главного приза фестиваля Рудольфа Блауманиса. Пятнадцатиминутные овации сибиряков – еще одна награда и очередное подтверждение того, что в искусстве нет границ.
Новости культуры