Возвращение архива Андрея Тарковского
В июне на кинофестивале "Зеркало" в Ивановской области состоялась презентация архива Андрея Тарковского, выкупленного на лондонском аукционе "Сотбис". А в Москве уже говорят о новых открытиях. Актриса Ирма Рауш, первая жена знаменитого режиссера, передала свой семейный архив будущему музею "Дом Тарковских". После изучения и систематизации уникальные документы покажут на выставке в Библиотеке киноискусства имени Эйзенштейна. Первой их увидела съемочная группа "Новостей культуры".
"Это фотография работы как раз над сценарием "Страстей по Андрею", где мы видим Андрея Тарковского и Андрея Кончаловского. Это работа художника комбинированных съемок на картине "Страсти по Андрею", как бы выстраивается декорация", – поясняет Ирма Рауш.
Как раз в этой картине снималась первая жена режиссера. Именно Ирма Рауш с согласия сына именитого режиссера – Арсения – передала архив материалов Тарковского совершенно безвозмездно. Их связывали 13 лет жизни: ВГИК, становление творчества, признание.
"Здесь очень много материалов, связанных с "Андреем Рублевым", "Ивановым детством", среднеметражным дипломным фильмом "Каток и скрипка" – это их совместный период жизни", – отмечает научный руководитель библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна Вячеслав Шмыров.
Специалисты даже не надеялись обнаружить в этом архиве такие раритеты, как, например, чудом сохранившийся семейный рукописный журнал со стихами, рассказами и картинками, датированный 1906 годом. Письмо от 1915 года, написанное дядей режиссера Валентином Тарковским, погибшим в годы Гражданской войны. Сотрудники библиотеки изучили еще не все материалы, но уже называют архив бесценным.
"Мы считали, здесь примерно около 250 фотографий. Из них 230 – 220 точно никогда нигде не публиковались. Мы еще будем устанавливать, это на первую вскидку, потому что я немножко ориентируюсь в материале, это просто неопубликованные фотографии. Фотографии детства удивительны – кто бы подумал, что это Тарковский", – говорит сотрудница библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна Татьяна Иенсен.
Вот молодой Тарковский на лыжах – предположительно в таежной экспедиции, как раз перед поступлением во ВГИК. Это снимки семейного фотографа Горнунга.
"Посмотрите, фотография – это то, на чем он работал с "Зеркалом". Вот такие фотографии – это, вне всякого сомнения, начало изображения "Зеркала", – заверяет Татьяна Иенсен.
Здесь же письма самого режиссера. Он признается в любви отцу. Есть и официальные документы, как этот, с требованием сократить сценарий и метраж "Андрея Рублёва". Книга Тарковского "Запечатленное время" с правками автора в машинописном и журнальном вариантах. Уникальные документы, рисунки и фотографии станут экспонатами будущего музея под названием "Дом Тарковских". Когда он появится.
"До сих пор планы были очень оптимистичными. На этот год, насколько я помню, выделено 70 миллионов рублей, на воссоздание этого дома в первом Щипковском переулке. Но в настоящий момент мы испытываем некоторую тревогу, потому что все уперлось в тендерные дела, возникли какие-то неувязки департамента культуры и подрядчиком", – сетует научный руководитель библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна Вячеслав Шмыров.
Пока проект существует на уровне эскизов и заданий, говорит будущий руководитель этого будущего музея, Вячеслав Шмыров, опасаясь, что процесс затянется. Но все же в надежде на то, что материалы, которые сейчас приходится хранить в кабинетах библиотеки, непременно станут общедоступными.
Новости культуры