Реинкарнация "Баядерки" в Музыкальном театре имени Станиславского
Наталья Макарова шутит, что идеал свободного времени для нее – лежать и читать русскую книгу. Но часов для такого досуга у артистки, признанной одной из лучших танцовщиц ХХ века, выдается немного. После завершения сценической карьеры она сама ставит на лучших сценах мира. Удостоенная в своё время титула «Балерина-ассолюта» – то есть «совершенная» – от учеников требует того же стремления к совершенству. Насколько послушны окажутся артисты балетной труппы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко – публика узнает в следующем сезоне. С ними легендарная Макарова репетирует «Баядерку», в собственной редакции. Рассказывают «Новости культуры».
Наталья Макарова впервые переступила порог театра десять дней назад. С труппой знакомилась на ходу. До сих пор не утвердила до конца составы. Присматривается, сравнивает, наблюдает: партия Никии мечта каждой балерины. Здесь редкое сочетание храмовых танцев с классическими. Сама Макарова с детства грезила «Баядеркой» – смотрела с верхних ярусов на балерин Кировского, представляя себя Никией.
«Сочетание драмы, экзотики, страстности, чистого танца и танца экзотического меня как подростка приводила в экстаз», – вспоминает Наталья Макарова.
Макарова блестяще танцевала не только партию Никии, но и Гамзати. Страстная, чувственная – казалось, она сама была избранницей священного огня. В восьмидесятых, в эмиграции, первой поставила «Баядерку» в Америке. Потом в Лондоне. Сейчас перенести балет на новую сцену просто, тогда видео было редким и практически недоступным ресурсом. Макарова получила доступ в Гарвардский университет. Изучала эпоху, рецензии критиков. В итоге сделала собственную версию: объединила два первых акта, поставила еще один, утерянный в России, руководствуясь замыслом Петипа.
«Мне много пришлось полагаться на свою память, на свое воображение, – рассказывает Наталья Макарова. – Я сократила много архаичных вещей. Сняла пыль».
Она вникает во все мелочи. Закончив танцевальную репетицию, идет на примерку костюмов вместе с Натальей Сомовой. Эти прозрачные шаровары храмовой танцовщицы – подчеркивают чувственность. Длину выверяют по миллиметрам, чтобы подчеркнуть изгиб тела.
Балерина назначена на две партии Никии и Гамзати. Одна – храмовая танцовщица. Другая – дочь богатого махараджи. Никия, нарушив запрет, станет возлюбленной Солора, погибнет от укуса змеи, не простив измены и женитьбы на сопернице.
«Жесты индийские, позы постановка рук, – говорит прима-балерина Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Сомова. – Есть позы, схожие с Жизелью, но они все равно отличаются».
Макарова требует от танцовщиков чистоты линий. Точности поз. Вольностей и компромиссов не признает.
Дмитрий Соболевский – экс-танцовщик Красноярского театра оперы и балета, заканчивает первый сезон на московской сцене. Освоил весь балетный репертуар. Но даже для него партия Солора вызов.
«Много прыжков, адажио, – отмечает Дмитрий Соболевский. – Очень эмоционально»
Репетиции в классе, на сцене. Макарова в театре с утра до вечера. Говорит – времени мало. Хотя премьера «Баядерки» назначена на октябрь.
Новости культуры