6 августа 2013, 16:31 6 августа 2013, 17:31 6 августа 2013, 18:31 6 августа 2013, 19:31 6 августа 2013, 20:31 6 августа 2013, 21:31 6 августа 2013, 22:31 6 августа 2013, 23:31 7 августа 2013, 00:31 7 августа 2013, 01:31 7 августа 2013, 02:31

Две жизни Ивана Бунина на канале "Культура" (Трибуна)

Для интеллектуалов и любителей русской словесности, это большой подарок, что на культурном канале с 12-го по 15-е августа появится авторская программа Натальи Ивановой, посвященная одному из величайших российский писателей ХХ века. Запрещенному в нашей стране только потому, что Бунин в 1920 году эмигрировал из России, не признав пути, указанного коммунистами.

Для интеллектуалов и любителей русской словесности, это большой подарок, что на культурном канале с 12-го по 15-е августа появится авторская программа Натальи Ивановой, посвященная одному из величайших российский писателей ХХ века. Запрещенному в нашей стране только потому, что Бунин в 1920 году эмигрировал из России, не признав пути, указанного коммунистами.

Сегодня это выглядит дико и уж совсем непонятно для поколения, родившегося в демократической России, которое избрав своих кумиров, что-то слышало о творчестве Ивана Бунина, его «Окаянных днях», а так же Нобелевской премии, полученной за автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», но что это такое на самом деле, чем этот писатель отличался от других, - Бог его знает… Разве только вспомнят художественный фильм Алексея Учителя о нервном и взбалмошном писателе, жившем одновременно с двумя женщинами, своей женой Верой Муромцевой и очередной любовницей. Несомненно, такого рода треугольник с пикантными подробностями всегда интересен публике, но сама драма писателя, отказавшегося от Родины и после этого до конца своей жизни носившего ее в своем сердце, так и осталась за скобками киноромана.

Между тем великий мастер русского слова, родившийся в один год с Лениным, встречался с Толстым, дружил с Чеховым, и его смерть переживал особенно сильно, предчувствуя, что наступающий грозный век и ему готовит массу испытаний. Будучи продолжателем Пушкинских традиций, он сторонился разных символистов, даже Александра Блока и уж ни в какую не принимал поэзию Владимира Маяковского. На первый взгляд кажется странным, что в 1912 году он сблизился с Буревестником революции Максимом Горьким, но ведь, в конце концов, тот тоже понял свою ошибку и даже хотел улизнуть из-под опеки Сталина, но не успел. Когда Бунин оказался в Париже и не в пример некоторым русским писателям-эмигрантам продолжал писать прозу, стихи почему-то не складывались, за ним так же бдительно следила советская разведка и даже предлагали вернуться в Союз, но он прекрасно понимал, что его России уже нет, а с новой идеологией он был не согласен. Зато, когда началась вторая мировая война, Бунин вновь почувствовал себя русским и что бы там не пропагандировали коммунисты, он по-прежнему оставался со своим народом. Но когда к нему стали вновь подсылать эмиссаров, включая писателя Константина Симонова и его жену актрису Валентину Серову, он не захотел возвращаться в Москву, предпочитая свободу, а не сытое существование под железным сапогом… . То, чего он так сильно опасался все – таки свершилось: старость не только привела с собой болезни, но и бедность, и никто даже вспомнить не захотел, как он всем помогал, когда у него водились средства благодаря Нобелевской премии.

Как ни странно, впрочем, что в этом странного, если в современной России узнали о произведениях Бунина только в 1956-ом году, у нас нет его музея ни в Москве, ни в Воронеже, где он родился, зато теперь можно спокойно читать и наслаждаться его великими творениями, включая «Окаянные дни», письма и дневники.

Людмила Лебедь
Трибуна, 06.08.13

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация