5 декабря 2013, 15:11 5 декабря 2013, 16:11 5 декабря 2013, 17:11 5 декабря 2013, 18:11 5 декабря 2013, 19:11 5 декабря 2013, 20:11 5 декабря 2013, 21:11 5 декабря 2013, 22:11 5 декабря 2013, 23:11 6 декабря 2013, 00:11 6 декабря 2013, 01:11

90 лет со дня рождения Владимира Тендрякова

  • Картинка
  • 90 лет со дня рождения Владимира Тендрякова
  • Картинка
    90 лет со дня рождения Владимира Тендрякова
  • 90 лет со дня рождения Владимира Тендрякова
О его первой повести – «Экзамен на зрелость» - говорили, что она написана человеком, не представляющим, что такое литература. Никакой школы. Ужасный язык… Но за всем этим уже тогда критики разглядели неподдельную искренность. Каждое произведение Тендрякова вызывало признание или несогласие, но, в любом случае, побуждало осмысливать действительность.

Сегодня – 90 лет со дня рождения Владимира Тендрякова. О его первой повести – «Экзамен на зрелость» - говорили, что она написана человеком, не представляющим, что такое литература. Никакой школы. Ужасный язык… Но за всем этим уже тогда критики разглядели неподдельную искренность. Каждое произведение Тендрякова вызывало признание или несогласие, но, в любом случае, побуждало осмысливать действительность. Рассказывают «Новости культуры». 

«Запустить ежа под череп» означало: не быть безразличным, объективно оценивать реальность и много работать. День Владимира Тендрякова был четким: подъем в восемь, утренняя пробежка и писательский труд. Отшельник Тендряков редко выезжал из Пахры, почти не выходил из своего кабинетного царства, уносясь мыслями то в прошлое, то в будущее.

За этим столом рождались его знаменитые повести - «Шестьдесят свечей», «Затмение» и «Расплата», сочинения «Три мешка сорной пшеницы» и «Весенние перевертыши». Но если произведения фронтовика, ученика Паустовского, охотно печатали в 50-х, то в 60-х начались проблемы с цензурой. Слишком острые проблемы затрагивал. Часть рукописей приходилось прятать.

«Владимиру Федоровичу не давал покоя Ленин. Он прочел его от корки до корки. И у него какой-то период был, когда он громил Ленина до бесконечности. Это была крамольная история. И то, что он писал – эту рукопись – мы ее прятали у друзей. Перепрятывали из одного места в другое. В конце концов, и дом сгорел, и рукопись сгорела», - рассказывает вдова писателя В.Ф.Тендрякова Наталья Асмолова-Тендрякова.

Он с головой окунался в историю, параллельно творя неприглаженную реальность. В общественной жизни участвовал только по совести. Подписывался под письмом против реабилитации Сталина, защищал Твардовского, протестующего против изменения в составе редакции «Нового мира», вызволял ученого-диссидента Жореса Медведева из психиатрической больницы. И обо всем, что лично его интересовало, серьезно и на равных рассказывал дочери.

«По истории, о войне очень много разговоров было, о детстве в деревне. «Хлеб для собаки» - это все изустно было, все папа рассказывал дочке на прогулках. Постоянно присутствовало прошлое в настоящем. А его прошлое – это как история страны. И все время это присутствовало на прогулках», - вспоминает дочь писателя В.Ф.Тендрякова Мария Тендрякова.

Более известный в СССР как предтеча деревенщиков, писатель-фронтовик Тендряков мало издавался до перестройки. Его роман «Евангелие от компьютера» 79-го года опубликовали лишь через 8 лет. Историю о программистах, моделирующих историю, изъяв из нее Иисуса Христа и в результате его воскрешающих, даже назвали по-другому - «Покушение на миражи».

«Появилась публикация в «Новом мире» только в 87 году. И она бы произвела бы огромное впечатление на современников, но шла перестройка... И люди были заняты другими темами. Они больше читали газеты, слушали радио и телевидение. И этот роман остался незамеченным», - объясняет писатель Александр Рекемчук.

В 80-х Владимир Тендряков увлекся социологией. Стал размышлять над метаморфозами собственности, переделом мира и мировым парламентом.

«Он думал, что такое частная собственность, как может трансформироваться общественная собственность в частную, какие тут ждут подводные камни. Но главное было – любая экономическая политика – гениальная, разработанная, продуманная провалится, если не будете учитывать вопросы нравственности. Это было во главе угла», - отмечает Наталья Асмолова-Тендрякова.

Он всегда спешил и боялся не успеть что-то узнать, сказать, написать. Осталось огромное наследие Владимира Тендрякова, который опережал время. И это наследие еще предстоит изучить.


Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация