Омский государственный литературный музей отмечает 30-летие
Омский государственный литературный музей отмечает 30-летие со дня открытия. Праздничная программа включает тематические встречи, круглые столы, чтения. Центральным событием стало открытие обновленного раздела экспозиции, посвященной истории создания и развития "Дома на берегу Иппокрены". Поздравить музей с юбилеем и обсудить текущее положение дел в музейной сфере собрались те, кто причастны к истории его возникновения, коллеги из других городов и единомышленники. Рассказывают "Новости культуры".
Сбору материалов о жизни и творчестве Сергея Есенина собиратель Иван Синеокий посвятил всю жизнь. Свою коллекцию из семи тысяч предметов, одну из самых полных в России, он завещал Омску. Здесь тридцать лет назад был открыт Музей истории литературы. Впрочем, история его создания, как утверждают архивные источники, гораздо продолжительнее.
В городе на Иртыше вышли первые литературные труды Леонида Мартынова, Феоктиста Березовского и Павла Васильева. А в доме Антона Сорокина омскую творческую молодежь эпатировал "отец российского футуризма" Давид Бурлюк.
Омские гастроли поэта вдохновили молодых литераторов на создание первого в Сибири объединения футуристов и выпуск литературных журналов. Омские писатели и поэты вели переписку с Буниным, Блоком, Горьким. Их автографы, а также фотографии омских писателей и поэтов прошлого века, сохранили местные краеведы. Теперь редкие книги и архивные документы составляют экспозицию Литературного музея, на создание которого ушло больше полувека. Выставка размещается в Доме комендантов омской Крепости. Здесь его последний хозяин Алексей де Граве когда-то принимал политического ссыльного Федора Достоевского. Имя писателя, въехавшего в омский острог на каторжной коляске, было присвоено Литературному музею.
"Согласно легенде, этот макет сделали солдаты в Семипалатинске в конце XIX века в подарок Достоевскому, который навсегда покидал Сибирь. Но, так как предмет был громоздкий, он не взял этот подарок, оставил его в Семипалатинске", – рассказывает заместитель директора Омского литературного музея имени Ф.М. Достоевского Юлия Зародова.
Теперь подлинник хранится в экспозиции под потолком. Из-за нехватки площадей предметы коллекции здесь размещают на окнах и даже в подполе. Музейщики из Петербурга, Старой Руссы и Новокузнецка делятся с омскими коллегами секретами расширения пространства и бьют тревогу: все чаще даже эти небольшие, но исторически значимые здания, у музеев пытаются отобрать.
"Я из Старой Руссы. У нас маленький музей. В городе всего тридцать пять тысяч жителей. И сейчас идет тенденция такая, что меняется облик городов, сносятся старые дома", – отмечает директор Дома-музея Ф.М. Достоевского Наталья Костина.
По словам сотрудников музея, куда более серьезная проблема – нечитающая молодежь. С каждым годом молодых людей, интересующихся жизнью и творчеством русских писателей, все меньше.
"Литература сейчас практически вытесняется из школы. Миссия музея в том, чтобы сохранить традицию, показать, что на духе, на литературе общество держалось всегда", – подчеркивает заместитель директора Омского литературного музея имени Ф.М. Достоевского Виктор Вайнерман.
Школьников гораздо больше интересует подземная экспозиция. Здесь рассказывают об острожной жизни Достоевского: показывают, как выглядели кандалы, и объясняют, зачем на одежду каторжан помещали черный круг. Сотрудники единственного за Уралом музея истории литературы надеются, что после такой экскурсии ребята заинтересуются и творческой жизнью классика.
Новости культуры